Основные цели проведения рекламных акций:
- увеличение разового объема фактической реализации продукции (товаров, работ, услуг);
- системное продвижение продукции (товаров, работ, услуг) определенной торговой марки на рынке;
- извещение потребителей о выходе новой продукции (товаров, работ, услуг) на рынок;
- продвижение производителя на рынке;
- формирование интереса и доверия потребителей к бренду;
- мотивация потребителя на совершение покупок именно в данном торговом объекте;
- повышение доверия покупателей к продукту (торговой марке), производителю, торговому объекту.
Рекламные акции могут быть связаны:
1) с уменьшением цены товара (скидками);
2) применением дисконтных карточек и другими льготами;
3) предложением покупателю выгодных условий (например, при покупке товара предлагается другой товар бесплатно – в подарок либо по цене с определенной скидкой) и др.
Законодательством не установлены какие-либо правила проведения и документального оформления рекламных акций, поэтому поставщик-рекламодатель определяет их самостоятельно с учетом общих императивных норм законодательства о рекламе, торговле и общественном питании.
Общие ограничения и запреты, установленные законодательством о рекламе и применимые при проведении рекламных акций, изложены в таблице:
№ п/п
|
Вид ограничения (запрета)
|
Содержание ограничения (запрета)
|
Правовое основание ограничения (запрета)
|
1
|
Запрет на проведение рекламных акций в отношении алкогольных напитков
|
Организация и проведение любых рекламных мероприятий, в т.ч. путем предоставления скидок, в целях стимулирования реализации алкогольных напитков запрещаются.
Запрещается бесплатное (безвозмездное) распространение алкогольных напитков (за исключением дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях), в т.ч. предоставление более 5 л таких напитков в качестве призов (подарков) при проведении любых рекламных мероприятий
|
Пункт 2 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (далее – Закон № 225-З);
п. 7 письма Министерства торговли Республики Беларусь от 25.01.2012 № 07-09/37к «О предоставлении скидок» (далее – Письмо № 07-09/37к);
Положение о порядке проведения дегустаций алкогольных напитков и (или) пива в маркетинговых целях, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2003 № 193 (далее – Положение № 193)
|
2
|
Запрет на проведение рекламных акций в отношении слабоалкогольных напитков и пива
|
Организация и проведение любых рекламных мероприятий, в т.ч. путем предоставления скидок, в целях стимулирования реализации пива и слабоалкогольных напитков запрещаются.
Запрещается бесплатное (безвозмездное) распространение пива и слабоалкогольных напитков (за исключением дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях), в т.ч. предоставление более 5 л таких напитков в качестве призов (подарков) при проведении любых рекламных мероприятий
|
Пункт 2 ст. 18 Закона № 225-З;
п. 7 Письма № 07-09/37к;
Положение № 193
|
3
|
Запрет на проведение рекламных акций в отношении табачных изделий
|
Запрещаются размещение (распространение) рекламы табачных изделий, бесплатное (безвозмездное) распространение табачных изделий, в т.ч. использование их в качестве призов (подарков) при проведении любых рекламных мероприятий, а также предложение гражданам, покупающим табачные изделия или представляющим доказательства такой покупки, товаров или прав на участие в любых рекламных мероприятиях
|
Пункт 3 ст. 17 Закона № 225-З
|
Справочно: согласно Закону Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании» субъекты хозяйствования вправе самостоятельно устанавливать цены на товары, если в отношении этих товаров в соответствии с законодательством Республики Беларусь о ценообразовании не применяется регулирование цен (тарифов), торговые организации с учетом требований законодательства о ценообразовании имеют право реализовывать алкогольные и слабоалкогольные напитки, пиво, табачные изделия со скидками.
То есть розничная торговля алкогольными и слабоалкогольными напитками, пивом, табачными изделиями, например, по ценам с учетом скидки (без указания размера скидки) без акцентирования внимания потребителей на таких ценах, без включения этих товаров в дисконтную программу не будет являться рекламным мероприятием, стимулирующим реализацию этих товаров
|
4
|
Запрет на ненадлежащую (неэтичную) рекламу в части оформления текстов о подарках/скидках
|
Является неэтичной и запрещается реклама, которая содержит слова «подарок», «бесплатно», «0 (ноль) рублей» или иные слова, создающие впечатление об оказании услуги (выполнении работы) на безвозмездной основе, если оказание такой услуги (выполнение такой работы) предполагает ее оплату.
Действие данного правила прямо не распространяется на рекламу товаров, однако подлежит применению как требование о достоверности рекламы и запрете на введение потребителей в заблуждение
|
Пункты 1, 3, 5 ст. 26 Закона № 225-З
|
5
|
Ограничения в части обязательных требований к оформлению ценников на товары, реализуемые на условиях предоставления скидок с розничных цен
|
При предоставлении скидок информация об их размере доводится до покупателей в процентном отношении к установленной цене товаров либо в абсолютном выражении в денежных единицах.
При этом цена без скидки перечеркивается, а на свободном месте указывается цена с учетом скидки. Процентное выражение скидки также указывается либо на ценнике, либо в другом доступном покупателю месте.
При проведении мероприятий, направленных на продвижение товаров (распродажи товаров, предоставление скидок с цены товаров, другие мероприятия), ценник на товары может выделяться цветом, формой или другим способом, за исключением товаров, в целях стимулирования продажи которых проведение рекламных и иных подобных мероприятий законодательными актами Республики Беларусь запрещено
|
Часть третья п. 21 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 (далее – Правила № 703);
п. 5 Письма № 07-09/37к;
часть вторая п. 22 Правил № 703
|
Мария Жариловская, юрист