Какие ограничения следует учитывать при заключении дилерского договора

11 июня 2018

Дилерский договор может быть заключен как с эксклюзивным статусом – правом реализации товара на определенной территории, так и без него. Установление эклюзивного права дилера на реализацию товара на определенной территории не должно нарушать требования законодательства о противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции.

Поэтому при выборе формулировок договорных условий учитывайте запреты ст. 13 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее – Закон № 94-З). Так, запрещаются соглашения хозяйствующих субъектов, за исключением вертикальных соглашений, допустимых в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона № 94-З, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в т.ч. соглашения, которые имеют или могут иметь своим результатом:

– раздел товарного рынка по территориальному принципу, объемам сделок, видам, объемам, ассортименту товаров и их ценам (тарифам), кругу продавцов либо потребителей;

– исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

– установление, повышение, снижение или поддержание цен (тарифов), в т.ч. различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

– экономически или технологически необоснованный отказ от заключения договоров с определенными продавцами или потребителями.

Поэтому в дилерском договоре следует предоставить дилеру максимально независимый статус, а при необходимости – получить заключение Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь о соответствии соглашения антимонопольному законодательству в порядке, предусмотренном абз. 3 подп. 1.1 п. 1 ст. 9 Закона № 94-З.

 

Важно! Товар приобретается у производителя дилером в собственность, и при его реализации дилер не вправе действовать от имени производителя и не может ни при каких условиях определять права и обязанности непосредственно для производителя. Вместе с тем исходя из маркетинговой составляющей при реализации товаров может быть указано, что дилер является официальным или эксклюзивным представителем производителя. Дилерский договор опосредует реализацию товара как на внутреннем рынке, так и при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Мария Жариловская, юрист, магистр права

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.