Согласие с претензией означает, что ее получатель готов удовлетворить требования заявителя в полном объеме или в части.
Направление заявителю ответа на претензию с согласием с заявленными в ней требованиями имеет смысл в том случае, если высока вероятность разрешения спора в пользу заявителя претензии (истца) или экономически целесообразно удовлетворение требования заявителя претензии без обращения последнего в суд (в целях уменьшения размера штрафных санкций, компенсации судебных расходов и расходов на оплату государственной пошлины и пр.).
При направлении ответа на претензию с согласием с заявленными в ней требованиями получателю претензии следует учитывать, что он может быть использован заявителем претензии вне зависимости от достигнутых в процессе досудебного урегулирования спора устных договоренностей:
– в целях взыскания задолженности в порядке приказного производства как требование, которое признается (не оспаривается) должником, но не выполняется (часть вторая ст. 220 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, п. 5 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 9 «О некоторых вопросах приказного производства»);
– для взыскания задолженности путем совершения исполнительной надписи нотариуса как признание должником задолженности в письменной форме.
Ответ на претензию, в котором выражено согласие с заявленными в ней требованиями:
– должен содержать заявление о полном (либо частичном) согласии получателя претензии с заявленными в претензии требованиями;
– может содержать просьбу об установлении порядка и сроков их удовлетворения, например:
о предоставлении рассрочки или отсрочки исполнения обязательств (в данном случае к претензии прилагается либо примерный график платежей, либо дополнительное соглашение к договору);
о неприменении штрафных санкций или уменьшении их размера и пр.
Зачастую заявитель претензии удовлетворяет указанные просьбы в целях взыскания задолженности или исполнения иных обязательств без дополнительных судебных расходов и временных затрат при обращении в суд. При формулировании просьб следует исходить из компромиссного варианта разрешения возникшего спора, при котором учитываются интересы как получателя претензии, так и заявителя – в таком случае больше вероятность их удовлетворения.
Если к моменту получения претензии или направления ответа на нее требования заявителя претензии уже выполнены, об этом необходимо прямо указать в ответе на претензию.
Таким образом, ответ на претензию в рассматриваемом случае может содержать:
– подтверждение полного или частичного признания заявленных требований;
– просьбу об установлении «льготного» порядка и срока удовлетворения заявленных требований;
– сообщение об удовлетворении заявленных требований.
Мария Жариловская, юрист