Законодательством установлены нормы, которые позволяют при определенных обстоятельствах привлечь руководителей и учредителей организаций к субсидиарной ответственности. Рассмотрим, как эти нормы применяют.
Учредители или участники юридического лица – лица (физические или юридические), которые при его создании передали часть имущества для формирования его капитала. Субсидиарная ответственность таких лиц предполагает, что они могут понести полную финансовую ответственность по обязательствам этого юридического лица, если имущества самого юридического лица не хватит на покрытие всех долгов. Применяется этот механизм чаще всего для взыскания долгов ООО или УП из личных средств директора компании, являющегося еще и ее учредителем, или участников, оказывавших влияние на деятельность компании (руководивших ею).
К субсидиарной ответственности по долгам юридического лица могут быть привлечены:
– собственник его имущества;
– учредители;
– участники;
– другие лица, в т.ч. его руководители, имеющие право давать обязательные для этого юридического лица указания либо имеющие возможность иным образом определять его действия.
К субсидиарной ответственности могут быть привлечены вышеназванные лица, если экономическая несостоятельность (банкротство) этого юридического лица вызвана их действиями (п. 3 ст. 52 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Аналогичную норму содержит часть вторая ст. 11 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
При применении данной нормы суды руководствуются разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.10.2006 № 11 «О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности» (далее – постановление Пленума ВХС № 11). Так, привлечение указанных выше лиц к субсидиарной ответственности возможно, если установлены следующие обстоятельства:
- наличие у соответствующего лица права давать обязательные для юридического лица указания либо возможности иным образом определять его действия;
- совершение таким лицом действий (или бездействия), которые являются реализацией права давать обязательные для юридического лица указания или иным образом определять его действия;
- наличие причинно-следственной связи между использованием права или возможности в отношении юридического лица и последствиями в виде признания его банкротом;
- недостаточность имущества должника для удовлетворения требований кредиторов (п. 9 постановления Пленума ВХС № 11).
Как видим, руководящие лица ООО или его учредители могут быть привлечены к субсидиарной ответственности только в том случае, если будет доказано, что банкротство ООО произошло по их вине, причем действовали они умышленно. Для этого обратившиеся в суд кредиторы должны доказать, что именно действия учредителей ООО привели к ситуации, в которой общество стало неплатежеспособным и не смогло выполнять свои обязательства перед кредиторами, бюджетом и пр. Наличие условий, указанных в п. 9 постановления Пленума ВХС № 11, обязательно.
Однако не следует забывать о возможности привлечения к субсидиарной ответственности даже в том случае, если кто-то из участников вышел из общества, скажем, за несколько лет до банкротства. Если причины, по которым предприятие стало банкротом сегодня, возникли в то время, когда такие лица были участниками общества, то они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по долгам общества в течение 10 лет с момента возбуждения дела о банкротстве, несмотря на то что они вышли из общества (часть шестая и седьмая ст. 11 Закона о банкротстве). Как видим, можно даже через несколько лет после ликвидации общества подать иски о привлечении к субсидиарной ответственности бывших учредителей.
Административная ответственность может наступить в случае совершения некоторых правонарушений в связи с банкротством, в частности:
- необоснованное непринятие своевременных мер по предупреждению банкротства, установленных в отношении индивидуального предпринимателя или юридического лица;
- представление не соответствующего действительности обоснования отказа в принятии мер по предупреждению банкротства;
- умышленное принятие мер, приведших к банкротству (часть первая ст. 12.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Юлия Кудрявец, юрист