Как заявить требования в связи с некачественным товаром

05 июня 2018

Ситуация

Поставщик поставил покупателю партию некачественного товара. Покупатель написал претензию и выслал ее по электронной почте. Поставщик заявил, что претензия не является основанием замены товара, нужен акт рекламации.

Разберемся, с помощью каких документов следует фиксировать недостатки качества товара и заявлять требования.

 

Акт рекламации – документ, подтверждающий наличие претензий у одной стороны к другой относительно качества поставленного товара. Акт рекламации, составленный в форме обычного акта и подписанный уполномоченными лицами поставщика и покупателя, является основанием для возврата товара поставщику.

Однако в нормативных правовых актах, регулирующих отношения поставки, такой документ не указан. Обычно составляется акт о ненадлежащем качестве товара.

Покупатель может выявить некачественный товар в следующих случаях (пп. 29 и 30 Положения о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290; далее – Положение № 1290):

• в процессе его приемки;

• после проведения приемки;

• в процессе хранения;

• при подготовке товаров к продаже;

• при возврате товара покупателем;

• при использовании товаров в производственных процессах при выявлении скрытых недостатков.

В любом из этих случаев выявленные недостатки товара фиксируются в акте приема товаров по количеству и качеству.

 

Обратите внимание! Указанный акт должен быть составлен в день выявления товара ненадлежащего качества (п. 39 Положения № 1290).

 

В таком акте, помимо сведений, установленных п. 40 Положения № 1290, должно быть указано:

• количество (масса), полное наименование и перечисление осмотренного товара с выделением количества (массы) и перечня наименований товаров с недостатками качества;

• подробное описание выявленных недостатков;

• состояние, недостатки тары и упаковки в момент осмотра товара;

• заключение о характере выявленных в товаре недостатков и причинах их возникновения.

Акт подписывается всеми лицами, участвующими в приемке товаров, и утверждается руководителем юридического лица, осуществлявшего приемку товаров, или индивидуальным предпринимателем не позднее следующего дня после составления акта.

Если между поставщиком и покупателем возникли разногласия по вопросам недостатков качества товаров, то покупатель обязан пригласить эксперта, или представителя торгово-промышленной палаты, государственного органа, в подчинении которого находятся поставщик или покупатель, или органа по сертификации продукции (аккредитованного испытательного центра или лаборатории) (п. 42 Положения № 1290).

Что касается заявления требований к поставщику в связи с некачественным товаром, то они обычно указываются либо в сопроводительном письме, либо в претензии.

Покупатель вправе заявить требование о замене товара на качественный. Обычно порядок и сроки возврата и замены товара определяются соглашением сторон в договоре поставки. Если такие условия в договоре не согласованы, то покупатель вправе в документе, где указаны его требования, определить и порядок замены товара.

Также при поставке товара ненадлежащего качества поставщик обязан уплатить покупателю неустойку (штраф) в размере 25 % стоимости некачественного товара, если иное не установлено в договоре (п. 93 Положения о поставках товаров в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 08.07.1996 № 444; далее – Положение № 444). Но обращаем внимание, что указанная неустойка не взыскивается, если поставщик заменит некачественный товар либо устранит его дефекты в срок, установленный сторонами (п. 95 Положения № 444).

Павел Булойчик, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!