Ситуация
Поставщик поставил покупателю партию некачественного товара. Покупатель написал претензию и выслал ее по электронной почте. Поставщик заявил, что претензия не является основанием замены товара, нужен акт рекламации.
Разберемся, с помощью каких документов следует фиксировать недостатки качества товара и заявлять требования.
Акт рекламации – документ, подтверждающий наличие претензий у одной стороны к другой относительно качества поставленного товара. Акт рекламации, составленный в форме обычного акта и подписанный уполномоченными лицами поставщика и покупателя, является основанием для возврата товара поставщику.
Однако в нормативных правовых актах, регулирующих отношения поставки, такой документ не указан. Обычно составляется акт о ненадлежащем качестве товара.
Покупатель может выявить некачественный товар в следующих случаях (пп. 29 и 30 Положения о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290; далее – Положение № 1290):
• в процессе его приемки;
• после проведения приемки;
• в процессе хранения;
• при подготовке товаров к продаже;
• при возврате товара покупателем;
• при использовании товаров в производственных процессах при выявлении скрытых недостатков.
В любом из этих случаев выявленные недостатки товара фиксируются в акте приема товаров по количеству и качеству.
Обратите внимание! Указанный акт должен быть составлен в день выявления товара ненадлежащего качества (п. 39 Положения № 1290).
В таком акте, помимо сведений, установленных п. 40 Положения № 1290, должно быть указано:
• количество (масса), полное наименование и перечисление осмотренного товара с выделением количества (массы) и перечня наименований товаров с недостатками качества;
• подробное описание выявленных недостатков;
• состояние, недостатки тары и упаковки в момент осмотра товара;
• заключение о характере выявленных в товаре недостатков и причинах их возникновения.
Акт подписывается всеми лицами, участвующими в приемке товаров, и утверждается руководителем юридического лица, осуществлявшего приемку товаров, или индивидуальным предпринимателем не позднее следующего дня после составления акта.
Если между поставщиком и покупателем возникли разногласия по вопросам недостатков качества товаров, то покупатель обязан пригласить эксперта, или представителя торгово-промышленной палаты, государственного органа, в подчинении которого находятся поставщик или покупатель, или органа по сертификации продукции (аккредитованного испытательного центра или лаборатории) (п. 42 Положения № 1290).
Что касается заявления требований к поставщику в связи с некачественным товаром, то они обычно указываются либо в сопроводительном письме, либо в претензии.
Покупатель вправе заявить требование о замене товара на качественный. Обычно порядок и сроки возврата и замены товара определяются соглашением сторон в договоре поставки. Если такие условия в договоре не согласованы, то покупатель вправе в документе, где указаны его требования, определить и порядок замены товара.
Также при поставке товара ненадлежащего качества поставщик обязан уплатить покупателю неустойку (штраф) в размере 25 % стоимости некачественного товара, если иное не установлено в договоре (п. 93 Положения о поставках товаров в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 08.07.1996 № 444; далее – Положение № 444). Но обращаем внимание, что указанная неустойка не взыскивается, если поставщик заменит некачественный товар либо устранит его дефекты в срок, установленный сторонами (п. 95 Положения № 444).
Павел Булойчик, юрист