Как зарегистрировать биржевой договор

27 февраля 2017

Внешнеторговый договор, заключенный на бирже, как правило, не оформляется в простой письменной форме. Нужно ли регистрировать такой договор в банке? Ответим на этот вопрос.

 

Биржевая сделка – договор, заключенный участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара по итогам биржевых торгов (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2009 № 10-З «О товарных биржах»; далее  – Закон о товарных биржах). Биржевая сделка считается заключенной с момента ее регистрации товарной биржей, если иное не предусмотрено правилами биржевой торговли товарной биржи (ст. 19 Закона о товарных биржах). Также биржевая сделка оформляется биржевым договором (п. 115 Правил биржевой торговли в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденных постановлением Правления ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» от 22.11.2005 № 3).

Биржевой договор регистрируется посредством его подписания электронной цифровой подписью уполномоченного работника биржи. Подтверждением факта регистрации биржевого договора является квитанция с реквизитами электронных цифровых подписей:

 – представителей участников биржевых торгов, заключивших биржевой договор;

– уполномоченного работника биржи, зарегистрировавшего биржевой договор.

При необходимости квитанция, подтверждающая заключение договора в электронном виде, может быть распечатана.

Таким образом, мы видим, что биржевой договор существует в виде электронного документа. Юридическая сила электронного документа закреплена Законом Республики Беларусь от 28.12.2009 № 113-З «Об электронном документе и электронной цифровой подписи».

Для регистрации сделки экспортер (импортер) представляет в один из банков:

– заявление в двух экземплярах на регистрацию (перерегистрацию) сделки (один экземпляр заявления остается в банке);

– оригинал или копию внешнеторгового договора (при электронном документообороте – электронную копию внешнеторгового договора, заявление на регистрацию (перерегистрацию) сделки в электронном виде).

Экспортер сможет зарегистрировать сделку только в том банке, в котором открыт счет, дающий право экспортеру (импортеру) осуществлять расчеты в рамках внешнеторгового договора.

При использовании электронного документооборота электронные копии внешнеторгового договора и иных документов, необходимых для регистрации (перерегистрации) сделки, могут представляться в банк путем сканирования и помещения файла в электронный документ, заверенный электронной цифровой подписью клиента. По результатам регистрации (перерегистрации) сделки электронным способом банк направляет клиенту сообщение с регистрационным номером сделки в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью уполномоченного работника банка (п. 10 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46; далее – Инструкция № 46). В случае необходимости представления экспортером (импортером) внешнеторгового договора на бумажном носителе в таможенные органы отметка о регистрации (перерегистрации) сделки проставляется на договоре в порядке, предусмотренном п. 12 Инструкции № 46.

Для сообщения клиенту о совершении регистрации (перерегистрации) сделки банк направляет клиенту заявление на регистрацию (перерегистрацию) сделки с указанным в нем регистрационным номером сделки в виде электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью уполномоченного работника банка. Если клиенту в предусмотренных законодательством случаях необходимо представить в таможенные органы внешнеторговый договор на бумажном носителе, по которому регистрация (перерегистрация) осуществлена ранее вышеуказанным способом, банк проставляет на копии представленного клиентом договора на бумажном носителе штамп банка, регистрационный номер сделки, присвоенный данному договору, и заверяет его подписью уполномоченного работника банка. Для осуществления банком валютного контроля при проведении клиентами валютных операций банк вправе принимать документы, переведенные в электронный вид путем сканирования, каждый из которых (либо весь пакет документов) вложен в файл и заверен электронной цифровой подписью клиента. Банк должен хранить полученные документы в электронном досье клиента.

Банк принимает от клиента документы в оригинале или в виде копий, заверенных:

– подписью руководителя юридического лица (индивидуального предпринимателя) либо уполномоченного им лица и печатью (при отсутствии печати индивидуального предпринимателя – его подписью);

– подписью физического лица (при электронном документообороте – документы в электронном виде/электронные копии документов, заверенные электронной цифровой подписью) (п. 24 Инструкции № 46).

Таким образом, резидент и банк вправе использовать электронный документооборот при регистрации сделки и осуществлении банками валютного контроля при проведении их клиентами валютных операций. Резидент вправе представить в банк копию электронного документа на бумажном носителе, удостоверенную в установленном законодательством порядке, а банк – зарегистрировать сделку.

Денис Сафаревич, юрист ООО «Арцингер и партнеры»

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!