Если учредители добровольно решили прекратить деятельность своей организации, какие действия и в какие сроки они должны совершить, чтобы надлежащим образом закрыть ее?
Организация может быть ликвидирована по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами:
• в связи с истечением срока, на который она была создана;
• достижением цели, ради которой она создана;
• нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством;
• признанием судом государственной регистрации юридического лица недействительной.
Лицам или органу, принявшим решение о прекращении деятельности, необходимо действовать в следующем порядке.
1. Утвердить решение о ликвидации.
Порядок ликвидации унитарного предприятия, общества с ограниченной ответственностью, кооператива определен Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение № 1).
Решение о ликвидации принимает собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора). Например, в унитарном предприятии это собственник, которым может являться физическое либо юридическое лицо (собственник имущества унитарного предприятия либо орган управления унитарного предприятия, уполномоченный на управление его имуществом); в обществе с ограниченной ответственностью – общее собрание участников; в кооперативе – общее собрание членов кооператива.
2. Назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора).
В решении собственника следует прописать обязанности и полномочия председателя и членов ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) и установить порядок и сроки ликвидации.
На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность определять размер требований кредиторов первой и второй очередей, установленных ст. 60 Гражданского кодекса Республики Беларусь, на основании данных бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемого юридического лица, а также иных документов, подтверждающих наличие задолженности перед указанными кредиторами.
При назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) необходимо учесть, что в случае наличия у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, соответствующее установленным законодательством требованиям и не являющееся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем этого юридического лица.
3. Соблюсти срок ликвидации.
Законодательством предусмотрен максимальный срок ликвидации юридического лица – 9 месяцев со дня принятия решения о ликвидации. Данный срок может быть продлен не более чем до 12 месяцев (часть третья п. 6 Положения № 1).
4. Опубликовать сведения о ликвидации.
После принятия решения о ликвидации субъекта хозяйствования и подачи соответствующих документов в регистрирующий орган необходимо подать заявление на публикацию сведений о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Сведения публикуются в Интернете на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу.
5. Подать документы в регистрирующий орган.
Ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии в течение 10 дней после даты принятия решения о ликвидации должен представить в регистрирующий орган следующие документы:
– заявление о ликвидации;
– решение собственника или учредителя (учредителей) о ликвидации;
– для иностранных организаций – собственников имущества (учредителей, участников) – легализованную выписку из торгового реестра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенную копию указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее 1 года до дня подачи заявления о ликвидации, переведена, подпись переводчика нотариально удостоверена).
6. Выполнить действия по ликвидации.
После принятия решения о ликвидации назначенной ликвидационной комиссии (ликвидатору) необходимо осуществить следующие меры:
1. Провести инвентаризацию.
2. Уволить работников.
3. Принять меры к взысканию дебиторской задолженности и удовлетворению требований кредиторов.
Собственник имущества (учредители, участники) юридического лица и ликвидатор несут в соответствии с законодательством ответственность за представление недостоверных сведений, отраженных в ликвидационном балансе.
4. Составить ликвидационный баланс.
5. Осуществить расчеты с учредителями.
6. Сдать документы в архив.
7. Закрыть счета в банках.
8. Представить следующие документы в регистрирующий орган:
• печать организации либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;
• ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);
• оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.
Александр Пуп, юрист