Как закрыть фирму

24 января 2017

Если учредители добровольно решили прекратить деятельность своей организации, какие действия и в какие сроки они должны совершить, чтобы надлежащим образом закрыть ее?

 

Организация может быть ликвидирована по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами:

• в связи с истечением срока, на который она была создана;

• достижением цели, ради которой она создана;

• нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством;

• признанием судом государственной регистрации юридического лица недействительной.

Лицам или органу, принявшим решение о прекращении деятельности, необходимо действовать в следующем порядке.

1. Утвердить решение о ликвидации.

Порядок ликвидации унитарного предприятия, общества с ограниченной ответственностью, кооператива определен Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение № 1).

Решение о ликвидации принимает собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора). Например, в унитарном предприятии это собственник, которым может являться физическое либо юридическое лицо (собственник имущества унитарного предприятия либо орган управления унитарного предприятия, уполномоченный на управление его имуществом); в обществе с ограниченной ответственностью – общее собрание участников; в кооперативе – общее собрание членов кооператива.

2. Назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора).

В решении собственника следует прописать обязанности и полномочия председателя и членов ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) и установить порядок и сроки ликвидации.

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность определять размер требований кредиторов первой и второй очередей, установленных ст. 60 Гражданского кодекса Республики Беларусь, на основании данных бухгалтерского учета и отчетности ликвидируемого юридического лица, а также иных документов, подтверждающих наличие задолженности перед указанными кредиторами.

При назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) необходимо учесть, что в случае наличия у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, соответствующее установленным законодательством требованиям и не являющееся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем этого юридического лица.

3. Соблюсти срок ликвидации.

Законодательством предусмотрен максимальный срок ликвидации юридического лица – 9 месяцев со дня принятия решения о ликвидации. Данный срок может быть продлен не более чем до 12 месяцев (часть третья п. 6 Положения № 1).

4. Опубликовать сведения о ликвидации.

После принятия решения о ликвидации субъекта хозяйствования и подачи соответствующих документов в регистрирующий орган необходимо подать заявление на публикацию сведений о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Сведения публикуются в Интернете на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу.

5. Подать документы в регистрирующий орган.

Ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии в течение 10 дней после даты принятия решения о ликвидации должен представить в регистрирующий орган следующие документы:

– заявление о ликвидации;

– решение собственника или учредителя (учредителей) о ликвидации;

– для иностранных организаций – собственников имущества (учредителей, участников) – легализованную выписку из торгового реестра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенную копию указанных документов (выписка должна быть датирована не позднее 1 года до дня подачи заявления о ликвидации, переведена, подпись переводчика нотариально удостоверена).

6. Выполнить действия по ликвидации.

После принятия решения о ликвидации назначенной ликвидационной комиссии (ликвидатору) необходимо осуществить следующие меры:

1. Провести инвентаризацию.

2. Уволить работников.

3. Принять меры к взысканию дебиторской задолженности и удовлетворению требований кредиторов.

Собственник имущества (учредители, участники) юридического лица и ликвидатор несут в соответствии с законодательством ответственность за представление недостоверных сведений, отраженных в ликвидационном балансе.

4. Составить ликвидационный баланс.

5. Осуществить расчеты с учредителями.

6. Сдать документы в архив.

7. Закрыть счета в банках.

8. Представить следующие документы в регистрирующий орган:

• печать организации либо заявление собственника имущества (учредителей, участников) об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;

• ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);

• оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.

 

Александр Пуп, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!