Ситуация
ОАО «А» ввезло на территорию Республики Беларусь товары, приобретенные у нерезидента, с использованием льготы, предусмотренной Указом Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 358 «О стимулировании реализации товаров» (далее – Указ № 358), а затем экспортировало этот товар. Новый покупатель – нерезидент не смог реализовать купленный у ОАО «А» товар, поэтому настаивал на его обратном выкупе. Однако проблема заключается в предоставленной ОАО «А» льготе по НДС.
Разберемся, возможен ли обратный ввоз товара для реализации в Республике Беларусь и при каких условиях.
Указ № 358 предоставляет субъектам хозяйствования Республики Беларусь освобождение от «ввозного» НДС, взимаемого таможенными органами, при следующих условиях:
1) наличия статуса уполномоченного экономического оператора;
2) включения в реестр владельцев таможенных складов и (или) в реестр владельцев складов временного хранения;
3) осуществления экспорта товаров, ввезенных таким субъектом хозяйствования в Республику Беларусь, с применением нулевой ставки НДС;
4) подачи в налоговый орган реестра сведений о применении нулевой ставки НДС по экспорту товаров, освобождаемых от НДС, в течение 190 дней со дня помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
При соблюдении всех вышеназванных условий субъект хозяйствования правомерно пользуется льготами, предоставленными Указом № 358.
В законодательстве Республики Беларусь не урегулирован вопрос относительно обратного ввоза в Республику Беларусь товара, в отношении которого субъект хозяйствования воспользовался льготой, предусмотренной Указом № 358. На этот счет отсутствуют какие-либо разъяснения уполномоченных органов, вопросы-ответы или публикации ученых, должностных лиц и практикующих юристов.
В судебной практике Республики Беларусь пока рассмотрено немного дел по применению Указа № 358. В открытом доступе размещены несколько судебных решений, и все они вынесены не в пользу субъектов хозяйствования. См., например:
– постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 26.11.2015 (дело № 187-14/2015/642А/1167К);
– постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 04.09.2014 (дело № 86-14/2014/583А/824К);
– решение Хозяйственного суда г. Минска от 10.12.2013 (дело № 349-8/2013).
Исходя из анализа законодательства Республики Беларусь, с учетом судебной практики и позиции МНС, можем сделать вывод, что обратный ввоз на территорию Республики Беларусь товара, в отношении которого субъект хозяйствования использовал льготу, предусмотренную Указом № 358, правомерен на общих основаниях (при условии заключения импортного внешнеторгового договора и уплаты «ввозного» НДС).
В случае однократного обоснованного возврата (обратного ввоза товара на территорию Республики Беларусь для целей последующей реализации на территории Республики Беларусь) товара, в частности в связи с его неликвидностью, нереализацией, никаких негативных последствий для субъекта не должно наступить. Однако в тех случаях, когда субъект хозяйствования начнет злоупотреблять своими правами (например, второй раз воспользуется льготой по Указу № 358), правоохранительные органы могут проявить особый интерес к такому субъекту и схемам его поставок. В последнем случае при определенных условиях возможно привлечение этого субъекта хозяйствования как к административной (ст. 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях), так и к уголовной ответственности (ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Денис Сафаревич, юрист