Выбор подхода при необходимости обслуживания закупаемого товара остается за заказчиком. Однако правильное оформление документов позволит избежать негативных последствий, связанных с возможными обвинениями в не предусмотренном законодательством ограничении доступа исполнителей услуг к участию в процедуре государственной закупки. Ограничение доступа к участию в процедуре государственной закупки может выражаться в т.ч. посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках или ином нарушении порядка выбора исполнителя при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь (часть четвертая ст. 11.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
В документах, представляемых участнику для подготовки предложения на участие в соответствующей процедуре, необходимо обязательно указывать, включается ли обслуживание закупаемого товара в течение определенного промежутка времени в ориентировочную стоимость государственной закупки.
Особенности оформления документов, если услуга включена в предложение
Если обслуживание включается в предложение, то целесообразно соответствующим образом формулировать название предмета государственной закупки, в т.ч. и в гр. 7 «Наименование предмета закупки» годового плана государственных закупок. Форма годового плана государственных закупок приведена в Положении о порядке размещения информации о государственных закупках и актов законодательства о государственных закупках на официальном сайте, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 (далее – Положение о размещении информации). Данный подход представляется наиболее целесообразным при закупке оборудования, которое подлежит обслуживанию иным образом, чем то, что уже имеется у заказчика государственной закупки (исходя из принципа эффективного расходования денежных средств). Такой принцип закреплен абзацем вторым ст. 4 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о государственных закупках). Рекомендуем следующий образец формулировки названия предмета подобной закупки:
«Закупка (наименование оборудования) с его сервисным обслуживанием в течение (период времени)».
В составе размещаемых заказчиком (организатором) в определенных законодательством случаях и порядке сведений о заключенном договоре указывается, среди прочего, и цена за единицу товара, являющегося предметом закупки (абзац пятый п. 11 Положения о размещении информации).
Очевидно, что ввиду отсутствия четкого правового регулирования, указываемая в сведениях цена за единицу товара может как учитывать цену обслуживания единицы товара, так и не учитывать ее в зависимости от того, выделяется ли стоимость обслуживания в цене договора, заключенного по результатам рассматриваемого варианта государственной закупки товара, или нет. Например, разделение стоимости закупаемых товаров и стоимости «сопутствующих работ (услуг)» предусматривается абзацем вторым п. 7 ст. 25 Закона о государственных закупках.
Особенности оформления документов, если услуга не включена в предложение
Если же обслуживание закупаемого товара в течение определенного промежутка времени в ориентировочную стоимость государственной закупки не включается, есть два варианта обеспечения последующего обслуживания такого товара:
– либо включить обслуживание товара в качестве одного из требований к закупаемому товару;
– либо не оговаривать вообще такое требование.
1. Если решено включить обслуживание товара в соответствии с перечисленными выше нормами Закона о государственных закупках в критерии оценки и сравнения предложений при проведении открытого конкурса в качестве одного из требований к закупаемому товару, то тогда будет правомерным предусмотреть условие о приобретении услуг и в договоре с участником-победителем. При разработке критериев его оценки можно воспользоваться Методическими рекомендациями по оценке конкурсных предложений и выбору наилучшего предложения и поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь, утвержденными заместителем Министра экономики Республики Беларусь А.Н. Туром от 20.06.2007. Также обязательно нужно учитывать нормативные требования к критериям оценки и сравнения предложений, содержащиеся в п. 2 ст. 39 Закона о государственных закупках.
Вместе с тем, имея в виду принцип эффективного расходования денежных средств, данный подход при закупке оборудования, которое будет обслуживаться иным образом, чем то, что уже имеется у заказчика государственной закупки, представляется менее целесообразным по сравнению с вариантом 1. Не оговорив при осуществлении государственной закупки товара стоимость его обслуживания, в последующем при применении процедуры закупки из одного источника стоимость закупаемого сервисного обслуживания может быть и не самой оптимальной.
2. Если решено вообще не оговаривать требование об обслуживании товара при осуществлении государственной закупки данного товара, то сервисная услуга в последующем станет самостоятельным предметом государственной закупки. Такой вариант целесообразен при закупке дополнительных (к уже имеющимся у заказчика) единиц однородного или схожего оборудования, когда возникает необходимость закупки сервисного обслуживания всего комплекса оборудования.
Андрей Золотарев, юрист