Для лиц, занимающих должность главного бухгалтера, законодательство закрепляет определенные квалификационные требования (п. 3 ст. 8 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»; далее – Закон о бухучете).
Эти требования были уточнены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10.02.2017 № 7 «О внесении изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 159» (далее – постановление № 7).
Рассмотрим проблемные ситуации, связанные с соблюдением квалификационных требований к главному бухгалтеру, которые возникли в обычных организациях, не являющихся общественно значимыми, банковскими, небанковскими кредитно-финансовыми или страховыми организациями.
Квалификационные требования
Требования
|
Закон о бухучете
|
Постановление № 7
|
Образование
|
Высшее или среднее специальное образование, предоставляющее в соответствии с законодательством Республики Беларусь право работать по специальности бухгалтера
|
Высшее образование:
1-25 01 04 «Финансы и кредит»;
1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии»;
1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)»;
1-25 01 11 «Аудит и ревизия»
|
Среднее специальное образование:
2-25 01 31 «Финансы»;
2-25 01 32 «Банковское дело»;
2-25 01 34 «Страховое дело»;
2-25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль»
|
Дополнительные требования
|
Отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности
|
–
|
Стаж
|
Стаж работы по специальности бухгалтера не менее 3 лет
|
Стаж работы, связанной с ведением бухучета и составлением бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, не менее 3 лет
|
Теперь, если у работающего главного бухгалтера специальность в дипломе не соответствует изменившимся квалификационным требованиям, формально трудовой договор с ним может быть прекращен по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 7 ст. 44 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК), поскольку законодательством введены ограничения, препятствующие продолжению работы.
Однако увольнять главного бухгалтера только за несоответствие формальным критериям нецелесообразно для организации.
Наличие у работника диплома о высшем (среднем специальном) образовании по специальности, не соответствующей квалификационным требованиям, предполагает, как правило, необходимость освоения им содержания образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее (среднее специальное) образование, в соответствии с профилем (направлением) образования, специальностью, которые указаны в разделе «Квалификационные требования» (абзац четвертый п. 9 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты от 02.01.2012 № 1; далее – Общие положения ЕКСД).
Обратите внимание!
Образовательные программы переподготовки руководящих работников и специалистов являются дополнительным образованием. Освоение содержания образовательных программ переподготовки не дает высшего или среднего специального образования по специальности переподготовки (п. 30 Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2011 № 954).
В Законе о бухучете содержатся требования о наличии у главного бухгалтера основного высшего или среднего специального образования, а не дополнительного.
Таким образом, в указанной ситуации руководству организации или самому главному бухгалтеру следует решить вопрос о прохождении обучения с целью получить «нужную» специальность. Но будьте внимательны: не любая программа переподготовки соответствует требованиям законодательства, а только та, по окончании которой выдается диплом о высшем образовании.
Согласно устным разъяснениям специалистов Минтруда и Минфина, к которым обратилась редакция, указанная ситуация разрешается так именно сейчас, однако данное мнение может измениться.
Проблемными являются и вопросы, касающиеся стажа.
Если лицо, претендующее на должность главного бухгалтера, имеет нужное образование, но стажа работы не хватает, можно ли назначить его на должность в порядке исключения в соответствии с п. 12 Общих положений ЕКСД)? Ответ однозначный: нельзя.
Норма п. 12 Общих положений ЕКСД, согласно которой на должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством, в данном случае не применяется, так как иное установлено Законом о бухучете в виде квалификационных требований. Таким образом, в ситуации с квалификационными требованиями к лицу, назначаемому на должность главного бухгалтера, исключений не предусмотрено.
Согласно устным разъяснениям специалистов Минтруда, к которым обратилась редакция, п. 12 Общих положений ЕКСД не применяется в отношении должности главного бухгалтера, но может применяться в отношении должности бухгалтера.
На практике возникают ситуации, когда главный бухгалтер уходит, например, в декретный отпуск, и на ее место временно назначают другого работника бухгалтерии со стажем менее 3 лет. Возможно ли такое назначение?
В приведенной ситуации это возможно, так как имеет место временное исполнение обязанностей отсутствующего работника, а не постоянное назначение на должность.
Временное исполнение обязанностей представляет собой временный перевод в связи с производственной необходимостью для замещения отсутствующего работника (часть третья ст. 33 ТК).
При приеме служащего на работу (переводе его на другую должность) наниматель может устанавливать дополнительные требования к образованию, наличию степени магистра по соответствующей специальности (квалификации), а также к опыту и стажу работы в зависимости от вида экономической деятельности организации (структурного подразделения), особенностей организации труда, характера трудовой функции и других факторов (абзац шестой п. 9 Общих положений ЕКСД).
При этом наниматель должен учитывать риски, которые могут возникнуть при применении данного мнения в практической деятельности и принять меры к приведению в соответствие квалификационных требований главного бухгалтера.
Наталья Литкова, экономист