Рассмотрим, как правильно считать сроки исковой давности при перевозке груза.
1. Исчисляем срок
Общий срок исковой давности для большинства требований о защите нарушенных прав составляет 3 года (ст. 197 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее – ГК).
Течение срока исковой давности начинается с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 201 ГК). Иные случаи исчисления начала течения срока исковой давности установлены законодательством.
Срок исковой давности для отношений, вытекающих из перевозки грузов, считается специальным. По сравнению с вышеуказанным общим сроком исковая давность по перевозкам сокращенная и устанавливается в 1 год (п. 3 ст. 751 ГК).
В случаях нарушений, допущенных перевозчиком в отношениях по перевозке грузов, до предъявления иска обязательно предъявление претензии*. Срок исковой давности зависит от факта предъявления претензии и начинает течь с момента получения ответа на нее.
Претензия предъявляется в течение 6 месяцев (п. 115 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970; далее – Правила № 970). Порядок исчисления данного срока регламентирован п. 116 Правил № 970:
• по претензиям на возмещение стоимости груза при его утрате:
- при междугородных автомобильных перевозках – по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки груза;
- при городских и пригородных автомобильных перевозках – по истечении 10 суток со дня приема груза;
• во всех остальных случаях:
- со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.
Таким образом, шестимесячный срок для предъявления претензий на возмещение стоимости груза при несохранной перевозке начинает исчисляться по истечении 30 суток со дня окончания срока доставки груза при междугородных автомобильных перевозках (п. 116 Правил № 970).
2. Предъявляем претензию
Днем предъявления претензии считается день передачи заявления на почту или непосредственно автомобильному перевозчику под расписку (п. 118 Правил № 970).
Получив претензию, перевозчик должен рассмотреть ее и либо согласиться с требованиями, либо отклонить их. В любом случае перевозчик дает письменный ответ на претензию, который отражает его позицию по спорному вопросу. Отсутствие ответа на претензию не лишает права заказчика на обращение в суд по истечении срока, установленного для ответа на претензию.
На выполнение перевозчиком таких действий установлен срок в 30 дней (п. 119 Правил № 970).
Обратите внимание!
Предъявление претензии приостанавливает течение срока исковой давности (ст. 203 ГК). Срок приостанавливается со дня направления претензии до получения ответа на претензию или истечения срока для ответа, установленного законодательством или договором.
* Правила составления претензии и ее образец см.: Как правильно составить и предъявить претензию //«Я – юрисконсульт организации», 2014, № 4, с. 39–43.
Анна Шинкевич, юрист