Декрет Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 № 2 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее – Декрет № 2) внес целый ряд существенных изменений в порядок государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования. Часть его норм, в основном касающаяся деятельности государственных органов, вступила в силу 3 марта 2017 г. (абзацы 15–18 подп. 1.1 п. 1, абзац третий подп. 1.2 п. 1, пп. 2–5 Декрета № 2). Основные же положения начнут действовать для всех с 3 сентября 2017 г.
Изменения, вступившие в силу в марте
1. Регистрирующие органы наделены новыми правами, в частности правом осуществлять определенную деятельность для возможности передачи необходимой информации, связанной с регистрацией юридических лиц, банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям (в первую очередь для открытия текущего (расчетного) счета), а также государственным органам (подп. 2.6 п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»; далее – Декрет № 1).
2. Облисполкомы и Минский горисполком вправе передавать полномочия своим структурным подразделениям для принятия решений о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей (подп. 2.7 п. 2 Декрета № 1).
3. Субъекты хозяйствования, не имеющие долгов и начавшие процедуру ликвидации до 1 января 2011 г., но не могущие ее завершить в силу отсутствия ряда документов, исключаются регистрирующим органом из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР) (абзац первый п. 4 Декрета № 1).
4. Если решение о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования принято до 3 марта 2017 г., то такая ликвидация (прекращение деятельности) осуществляется в порядке, действовавшем ранее (до вступления в силу Декрета № 2) (абзац первый п. 2 Декрета № 2).
5. Если решение о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования принято до 3 марта 2017 г. и до указанной даты включительно государственные органы не представили в отношении них справки или сведения, указанные в абзацах втором, четвертом и пятом части первой п. 9 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1 (далее – Положение о ликвидации), то субъект хозяйствования вправе представить в соответствующие органы аудиторское заключение или отчет, полученный на основании заключенного с аудиторской организацией договора оказания аудиторских услуг. Представить указанные документы он должен не позднее 20 рабочих дней со дня заключения договора оказания аудиторских услуг (абзац второй п. 2 Декрета № 2).
Изменения, вступающие в силу в сентябре
1. У субъектов хозяйствования появится возможность открыть счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации (далее – банк) через регистрирующий орган (абзац шестой подп. 2.3 п. 2 Декрета № 1).
Субъектами, которые вправе инициировать направление регистрирующим органом в банк информации, необходимой для открытия текущего (расчетного) банковского счета, являются:
- собственник имущества;
- учредители юридического лица;
- гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя.
Изменится перечень документов, которые субъект хозяйствования должен представить в банк для открытия счета (подп. 2.3 п. 2 Декрета № 1). Теперь при открытии счета не подается карточка с образцами подписей должностных лиц, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати. Однако в абзаце седьмом подп. 2.3 п. 2 Декрета № 1 говорится о том, что банк осуществляет свидетельствование подлинности таких подписей, включаемых в карточку с образцами подписей и оттиска печати.
2. Как уже было сказано, субъекты хозяйствования в процессе ликвидации могут подать в государственные органы аудиторское заключение.
С целью уточнения данного нововведения Декрет № 1 дополнен подп. 2.8, определяющим перечень сведений, которые должны быть проверены аудитором.
В связи с этим дополнен перечень информации, которую необходимо указать в заявлении, представляемом при ликвидации юридического лица при самоликвидации (по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этого юридического лица, уполномоченного на то уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора)) (п. 7 Положения о ликвидации).
3. Документы, указанные в п. 14 Положения о регистрации, можно будет подать как в бумажном, так и в электронном виде (п. 13 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1; далее – Положение о регистрации). При этом веб-портал ЕГР исключается в качестве средства для представления документов для регистрации в электронном виде.
Для обеспечения государственной регистрации субъектов хозяйствования на основании документов, представленных в регистрирующий орган в электронном виде, теперь будет использоваться единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС), расположенный по адресу http://portal.gov.by.
4. Содержание заявления о государственной регистрации субъекта хозяйствования существенно изменится (п. 19 Положения о регистрации). Будет исключена необходимость подтверждения того, что учредитель (участник) дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия не имеет не исполненных в срок гражданско-правовых обязательств. В то же время добавится положение, что в отношении собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации, гражданина, регистрирующегося в качестве ИП, не имеется неисполненного вступившего в законную силу судебного постановления о взыскании денежных средств и (или) обращении взыскания на иное имущество, исполнительной надписи о взыскании с физических лиц, в т.ч. с индивидуальных предпринимателей, налогов, сборов (пошлин) и пеней, задолженности по обязательным страховым взносам и пеням в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Можно сказать, что эта замена обусловлена существующими отношениями в части неисполнения собственниками имущества, участниками своих обязательств при ликвидации своих прошлых юридических лиц.
5. Обжаловать осуществление (неосуществление) регистрирующим органом государственной регистрации субъектов хозяйствования, внесение изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридических лиц, изменений в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей теперь можно в течение 3 лет с даты осуществления (неосуществления) регистрирующим органом государственной регистрации. Ранее такого срока установлено не было.
6. Дано новое (более расширенное) понятие дохода относительно признания государственной регистрации субъектов хозяйствования недействительной (примечание к абзацу третьему п. 26 Положения о регистрации): под доходом понимается сумма выручки (дохода – для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий порядок налогообложения) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за вычетом документально подтвержденных затрат на производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при применении общего порядка налогообложения, в т.ч. затрат, понесенных в период применения особого режима налогообложения, а также уплаченных налогов, сборов (пошлин), арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не относящихся к таким затратам. При осуществлении операций по сдаче имущества в аренду (финансовую аренду (лизинг) выручка определяется с учетом дохода от таких операций. Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.
7. Устанавливаются временные ограничения на обращение заинтересованных органов в суд для признания регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя недействительной.
Так, уполномоченные органы вправе обратиться в суд, рассматривающий экономические дела, с соответствующими исками в течение 3 лет с даты государственной регистрации субъекта хозяйствования или с даты государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы юридического лица, изменений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (абзац седьмой п. 26 Положения о регистрации).
8. Коммерческая организация (или ИП) теперь может быть ликвидирована по решению регистрирующего органа, если она не осуществляет предпринимательскую деятельность в течение 24 месяцев подряд, а не 12, как было ранее (подп. 3.1 п. 3 Положения о ликвидации).
Также исключается обязанность направлять налоговому органу сообщение о причинах неосуществления такой деятельности.
9. Исключается ограничение в 35 рабочих дней с момента направления регистрирующим органом уведомления о начале процедуры ликвидации юридического лица (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя), в течение которого субъект хозяйствования из ЕГР не исключается, если в регистрирующий орган поступила письменная информация от органов Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности и иных уполномоченных органов о выявленных фактах совершения правонарушений субъектом хозяйствования, о фактах совершения правонарушений его должностными лицами, собственником имущества (учредителями, участниками), непосредственно связанных с деятельностью субъекта хозяйствования, об имеющейся задолженности перед бюджетом, не выявленной в ходе ликвидации. Теперь, если контрольно-надзорные органы находят любое из вышеуказанных нарушений и в регистрирующие органы поступает об этом письменная информация, независимо от срока его выявления субъект хозяйствования из ЕГР не исключается.
10. Деятельность ИП прекращается в порядке, установленном Положением о ликвидации, или приостанавливается в связи с прохождением срочной военной или альтернативной службы, нахождением в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах органов государственной безопасности, в случае вынесения индивидуальному предпринимателю приговора, связанного с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами (п. 20 Положения о ликвидации).
В период приостановления в установленном законодательством порядке деятельности индивидуального предпринимателя регистрационный номер индивидуального предпринимателя в ЕГР сохраняется.
Эвелина Дубовик, старший преподаватель кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ, управляющий партнер ООО «Юридическая компания Соломон», Денис Бойба,