Как разрешить конфликт интересов?

27 февраля 2017

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе). Это предусмотрено в абзаце 12 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией».

Если обнаружены признаки реального или потенциального конфликта интересов, государственное должностное лицо обязано незамедлительно письменно информировать непосредственного руководителя. В заявлении необходимо максимально полно изложить обстоятельства, свидетельствующие о возникновении или возможности возникновения конфликта, а также можно сразу предложить возможные решения, например самоотвод. Руководитель может не принять заявленный государственным должностным лицом самоотвод и письменно обязать государственное должностное лицо совершить соответствующие действия по службе (работе).

Руководитель, получивший сообщение о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, информирует руководителя государственного органа, иной организации. Руководитель государственного органа в свою очередь обязан незамедлительно принять меры по его предотвращению или урегулированию.

Меры, которые могут быть приняты для разрешения конфликта интересов:

• предложить должностному лицу отказаться от выгоды, являющейся причиной возникновения конфликта интересов (например, реализовать долю участия в уставном фонде коммерческой организации);

• предложить отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы;

• уволиться по собственному желанию, если конфликт интересов носит постоянный и неустранимый характер;

• отстранить должностное лицо от совершения соответствующих должностных обязанностей;

• перевести должностное лицо в порядке на другую равнозначную должность;

• поручить исполнение прежних должностных обязанностей на новом рабочем месте;

• изменить, в т.ч. временно, должностные обязанности лица;

• вывести должностное лицо из состава лиц, участвующих в голосовании в составе комиссий, конференций, собраний и т.п., при сохранении права на участие в обсуждении;

• исключить должностное лицо из состава аттестационных, контрольных, надзорных, проверочных комиссий или рабочих групп, деятельность в которых вызывает конфликт интересов;

• иные меры, предусмотренные законодательством.

Одной из эффективных мер является письменное предупреждение о том, что личные интересы не должны влиять на принимаемые решения.

За несообщение о конфликте интересов должностное лицо несет дисциплинарную ответственность только при наличии вины. Также должностное лицо будет нести ответственность,  если будет установлено, что возникшая ситуация однозначно свидетельствовала о потенциальном или реальном конфликте интересов, должностное лицо знало или обязано было знать о конфликте и не сообщило о нем. Такую же ответственность несет непосредственный руководитель должностного лица и руководитель организации, которые знали о том, что должностное лицо находится (будет находиться) в ситуации конфликта интересов, и не приняли мер по предотвращению и урегулированию конфликта.

Павел Булойчик, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.