Рассмотрим, должен ли наниматель производить удержания по исполнительным документам из аванса, среднего заработка, выплаченного работнику за время нахождения в отпуске, материальной помощи. Можно ли единовременно перечислить сумму удержаний в течение месяца со всех полученных доходов?
Порядок и виды доходов, с которых подлежит удержанию денежная сумма в счет исполнения по исполнительным документам, установлен гл. 9 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон). В силу положений Закона обращение взыскания по исполнительным документам распространяется на заработную плату и иные, приравненные к ней, доходы (часть третья ст. 103 Закона).
Заработная плата представляет собой вознаграждение за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику за выполненную работу в зависимости от ее сложности, количества, качества, условий труда и квалификации работника с учетом фактически отработанного времени, а также за периоды, включаемые в рабочее время (ст. 57 Трудового кодекса Республики Беларусь, далее – ТК).
Заработная плата включает в себя тарифную часть (оклад), компенсирующие выплаты (доплаты работникам, вызванные определенными условиями работы, например, работой с вредными и опасными условиями) и стимулирующие выплаты (направлены на повышения качественно-количественных показателей труда, например, повышение за контрактную форму найма).
ТК не раскрывает значение понятия «аванс» (вернее, «аванс, выданный в счет заработной платы»), хотя он и встречается в п. 1 части второй ст. 107 ТК.
Анализируя действующее законодательство, аванс можно определить как предварительную оплату. В данном случае аванс – это предварительная выплата вознаграждения за труд, которое наниматель обязан выплатить работнику.
Полагаем, что аванс можно отнести к заработной плате и иным доходам, установленным актами законодательства, приравненным к заработной плате, поэтому удержание производить нужно (абзац 14 части третьей ст. 103 Закона).
Применительно к «отпускным», представляющим собой средний заработок, выплачиваемый работнику за время его нахождения в трудовом отпуске, полагаем, что с них удержания производить также можно (в отличие от схожего объекта – выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемых при увольнении работника в силу ст. 109 Закона).
Говоря о «материальной помощи», оказываемой нанимателем работнику (в т.ч. бывшему), а также членам его семьи, предусмотренной в локальном нормативном правовом акте (коллективном договоре, положении об оплате труда, положении об оказании материальной помощи, трудовом договоре), полагаем, что если материальная помощь оказывается в денежной, а не натуральной форме, такие суммы будут относиться к иным доходам, установленным актами законодательства, приравненным к заработной плате, поэтому удержание производить нужно (абз. 14 части третьей ст. 103 Закона).
При этом Закон содержит также перечень доходов, с которых удержание не может быть произведено (ст. 109). В частности, не подлежат удержанию денежные суммы с доходов, полученных в качестве:
– выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемых при увольнении работника;
– компенсационных выплат в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность, амортизацией инструмента, принадлежащего работнику, и других компенсаций, предусмотренных законодательством о труде;
– единовременных премий, выдаваемых не из фонда заработной платы и т.д., не относящихся к вопросу.
Следовательно, удержание производится как с окладной (фиксированной) части заработной платы, так и с иных произведенных доплат, связанных с условиями осуществления работником трудовой деятельности с учетом исключений, установленных ст. 109 Закона. В случае же премирования работника удержание зависит от того, в каком порядке производится поощрение работника (включена премия в фонд заработной платы либо нет).
Все виды иных доходов, с которых наниматель обязан производить удержание, определены частью третьей ст. 103 Закона. Перечень видов дохода должника при этом является условно закрытым в силу указания на то, что иные виды доходов, с которых производится удержание, могут быть определены на основании актов законодательства (абз. 14 части третьей ст. 103 Закона).
К иным актам законодательства следует относить постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.08.2002 № 1092 «О перечне видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей» (далее – перечень № 1092).
В частности, наниматель обязан удерживать денежные суммы в целях уплаты алиментов:
– с имеющих регулярный или периодический характер премий (вознаграждений), предусмотренных системами оплаты труда, и других поощрительных выплат, а также по итогам работы за год;
– суммы среднего заработка, сохраняемого за работником за время трудового (основного и дополнительного) и социального отпусков;
– суммы материальной помощи, за исключением определенных подп. 1.11 п. 1 перечня № 1092 случаев, и пр.
При выплате работнику дохода наниматель обязан произвести удержание денежной суммы в целях последующего перечисления удержанного в отдел принудительного исполнения либо должнику. При этом перечисление производится в течение 3 дней с момента выплаты работнику дохода (часть третья ст. 106 Закона). Таким образом, срок исполнения обязанностей должника по обращению взыскания на заработную плату и иные доходы должника является строго фиксированным. «Накопление» денежных средств и их единовременное перечисление являются нарушением, которое напрямую затрагивает интересы должника и может повлечь для него неблагоприятные последствия в форме дополнительных штрафных санкций за допущенную просрочку.
Таким образом, вид дохода, с которого наниматель должен произвести удержание и уплату денежных сумм, напрямую зависит от сущности требования. При этом срок перечисления денежных средств является строго определенным и не может быть изменен нанимателем.
Антон Карпекин, старший юрист ООО «Юридическое агентство «КлеверКонсалт» Татьяна Верстак, младший юрист ООО «Юридическое агентство «КлеверКонсалт»