На предприятии все инструкции по охране труда утверждены главным инженером. Однако при проверке руководителю было указано на неправильность такого утверждения. Рассмотрим, в чьей компетенции находится утверждение таких инструкций.
Работодатель (наниматель) обязан обеспечить в организации принятие локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда (п. 10 ст. 226 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК). К таким актам относятся в т.ч. инструкции по охране труда для работников.
Подробно порядок разработки и утверждения инструкций по охране труда закреплен Инструкцией о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 176 (далее – Инструкция № 176).
Работодатель (наниматель) обязан разработать и принять инструкции по охране труда. Такие инструкции разрабатываются:
– для профессий и отдельных видов работ (услуг), выполняемых в организации работниками различных профессий и должностей;
– работ, выполнение которых связано с повышенной опасностью (п. 4 Инструкции № 176).
Инструкции по охране труда разрабатывают руководители структурных подразделений организации (цехов, участков, отделов, лабораторий, кафедр и других). Такие инструкции обязательно согласовываются:
– службой охраны труда (специалистом по охране труда или специалистом, на которого возложены эти обязанности);
– профсоюзом (или уполномоченным лицом по охране труда работников организации);
– другими заинтересованными структурными подразделениями и должностными лицами организации (пп. 14, 24 Инструкции № 176).
Инструкции по охране труда утверждает руководитель организации или его заместитель, в должностные обязанности которого входят вопросы организации охраны труда (п. 25 Инструкции № 176).
Из вышеизложенного следует, что только директор имеет право утверждать инструкции по охране труда. Если такие инструкции все же утверждает заместитель директора, то в локальном нормативном правовом акте должно быть закреплено, что обязанности по организации охраны труда возложены на одного из заместителей директора.
Маргарита Полевая, юрист