Ситуация
Поставщик, исполняя обязательства по договору поставки, привез товар на склад покупателя. Однако транспортное средство на территорию склада не пустили. Покупатель принять товар отказался.
Какие действия в такой ситуации будут наиболее эффективными и законными?
Необходимо связаться с покупателем и выяснить причины отказа в приемке товара.
Поставщик должен как можно быстрее связаться с покупателем для выяснения причин отказа от приемки товара. Порой причины простые: работники продавца по недосмотру не известили вовремя покупателя об отправке товара. Могут быть и другие причины: ненадлежащее качество или недопоставка предыдущих партий товара, нежелание платить за товар, утрата экономического интереса к исполнению договора и т.д.
Далее следует действовать в зависимости от выясненных причин отказа в приемке товара.
Когда отказ покупателя от приемки товара законен?
Законодательство устанавливает случаи, когда покупатель имеет право отказаться от приема товара:
1) если имеется существенное нарушение требований к качеству товара (были обнаружены неустранимые недостатки; недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения; другие подобные недостатки) (п. 2 ст. 445, 488 ГК);
2) в случае недопоставки товара (п. 3 ст. 481 ГК);
3) если продавец в срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара (п. 2 ст. 450 ГК);
4) если подлежащий затариванию и (или) упаковке товар передается покупателю без тары и (или) упаковки либо в ненадлежащей таре и (или) упаковке (п. 2 ст. 452 ГК).
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
В перечисленных случаях поставщик должен предпринять меры по устранению допущенных им нарушений для того, чтобы покупатель принял товар. Обращаем внимание, что все указанные выше основания справедливы, только если покупатель своевременно уведомит поставщика о допущенных нарушениях договора (ст. 453, 488, 489 ГК).
Полный текст статьи читайте в журнале "Я - юрисконсульт организации" №9, 2015 г.
Юлия Кудрявец, юрист