Как правильно направить претензию

05 сентября 2017

Претензия должна быть подписана заявителем претензии (п. 4 приложения «Претензионный порядок урегулирования спора» к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь; далее – ХПК, приложение к ХПК). Во избежание возможных споров целесообразно приложить к претензии копии документов, подтверждающих полномочия на подписание претензии (копию приказа о приеме на работу и (или) выписку из договора с управляющей организацией (управляющим) – для руководителя организации, копию доверенности – для иного работника).

К претензии следует приложить копии документов, обосновывающих и подтверждающих предъявляемые требования, либо выписки из них, которые отсутствуют у получателя претензии (п. 3 приложения к ХПК). Указание в претензии, что все документы, подтверждающие требования одной стороны (оригиналы договоров, актов, накладные), имеются у другой стороны, является достаточным для соблюдения п. 3 приложения к ХПК с учетом иных доказательств направления претензии. Доводы ответчика о том, что к претензии были приложены не все требуемые законодательством документы (при наличии у него оригиналов этих документов), не влекут признание претензионного порядка несоблюденным.

 

Порядок предъявления претензии

Досудебные претензии

Соответствующие документы в случае рассмотрения спора в судебном порядке могут использоваться в качестве:

а)      судебных претензий – при соблюдении требований к содержанию претензии;

б)      доказательств, подтверждающих совершение сторонами действий, направленных на добровольное досудебное урегулирование спора, что имеет правовое значение при принятии судом решения об уменьшении неустойки на основании ст. 314 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) (часть вторая ст. 314 ГК);

в)      иных доказательств.

Исходя из вышеизложенного целесообразно всегда направлять претензию ее получателю в общем порядке – заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или путем вручения под роспись (п. 4 приложения к ХПК).

Судебные претензии

Порядок предъявления претензии устанавливается законодательством или договором (часть вторая п. 2 ст. 10 ГК). Общий порядок предъявления претензии утвержден п. 4 приложения к ХПК.

В соответствии с требованиями ХПК претензия направляется по адресу места нахождения организации (юридическому адресу). При направлении претензии по иному адресу претензионный порядок считается несоблюденным, и в этом случае суд, рассматривающий экономические дела, оставляет исковое заявление (заявление, жалобу) без рассмотрения (абзац пятый ст. 151 ХПК). Если данный факт будет установлен в ходе рассмотрения дела, суд может предложить сторонам воспользоваться примирительной процедурой. В таком случае даже при недостижении примирения и необходимости рассмотрения спора судом примирительную процедуру можно будет рассматривать как досудебное урегулирование. Несогласие воспользоваться примирительной процедурой в этой ситуации повлечет остановление иска без рассмотрения (часть вторая п. 12, п. 14  постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции», часть вторая подп. 1.8 п. 1 письма Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24.02.2011 № 02-38/380 «О разъяснении законодательства»; далее – письмо ВХС № 02-38/380).

Стороны вправе установить в договоре иной порядок предъявления претензии, чем установленный законодательством:

а) направление претензии иным способом (посредством факсимильной связи, электронной почты, телефонограммы и др.) (часть третья подп. 1.7 п. 1 письма ВХС № 02-38/380);

б) направление претензии по адресу, не являющемуся юридическим (почтовому), в т.ч. посредством использования абонентского ящика.

 

Обратите внимание!

Если претензия направлена способом, не предусмотренным законодательством или договором, то для подтверждения соблюдения претензионного порядка истцу необходимо представить доказательства получения претензии ответчиком (например, претензия направлена по электронной почте, когда в договоре такой способ не предусмотрен, и на нее получен ответ) (часть четвертая подп. 1.7 п. 1 письма ВХС № 02-38/380). При наличии таких доказательств претензионный порядок считается соблюденным, при отсутствии – несоблюденным.

Вместе с тем единая судебная практика по данному вопросу отсутствует, поэтому рекомендуем соблюдать порядок предъявления претензии, установленный законодательством или договором.

 

Мария Жариловская, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.