Ситуация
Между белорусским предприятием (покупатель) и российской фирмой (поставщик) заключен договор поставки. Покупатель перечислил 100%-ю предоплату поставщику, однако поставка осуществлена не была.
Через неделю покупатель в телефонном разговоре узнал о том, что представитель поставщика, который до этого вел все переговоры по данной сделке, уволился. Больше никто ничего пояснить не может. При этом организация-поставщик существует, не находится ни в стадии ликвидации, ни в банкротстве.
Как вернуть предоплату?
В такой ситуации нужно действовать одновременно двумя путями: начинать официальный претензионный порядок и всеми способами разыскивать руководителей данной организации. Если организация действующая, то, значит, кто-то должен разъяснить происходящее. Есть руководитель подразделения, в котором работал представитель, заключивший договор, есть директор организации или его заместители, главный бухгалтер и пр. Возможно, после переговоров с указанными лицами спор благоприятно разрешится.
Что касается официальных процедур, то начинать нужно с претензии. По российскому законодательству претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в случаях, предусмотренных законом или договором.
Согласно п. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, могут быть переданы на разрешение суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении 30 календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором. Отметим, что аналогичные правила установлены и белорусским законодательством (см. приложение 1 «Претензионный порядок урегулирования спора» к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь).
В результате подробного изучения текста договора поставки выяснилось, что в договоре установлен срок 10 дней для рассмотрения претензий. Следовательно, стороны предусмотрели для себя возможность применения претензионного порядка в сокращенные сроки – 10 дней.
В данной ситуации белорусскому предприятию следует отправить российской стороне претензию с требованием возврата уплаченной предоплаты. Через 10 дней после получения поставщиком претензии, если не будет ответа на претензию или он будет отрицательным, покупатель вправе обратиться в суд.
По условиям договора поставки споры подлежат разрешению по месту нахождения истца. Применимое право не определено. Отсюда мы делаем вывод, что покупатель вправе обратиться в белорусский суд, а спор должен разрешаться по праву страны, где имеет основное место деятельности сторона, являющаяся продавцом, т.е. по праву Российской Федерации (подп. 1 п. 1 ст. 1125 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Обычно в подобных ситуациях возникает еще один вопрос: для возврата предоплаты нужно ли расторгать договор? Традиционно считается, что нужно, поскольку если исполнение договора началось (сторона, уплатившая предоплату, выполнила свою часть обязательств), то логично требовать исполнения встречного обязательства другой стороной, а не возврата уже исполненного. А вот при намерении сторон прекратить обязательства по договору целесообразно требовать возврата.
В рассматриваемой нами ситуации договор содержал следующее условие:
«В случае нарушений условий настоящего договора Продавцом и при наличии претензии Покупателя Продавец обязуется вернуть полученную предварительную оплату в течение 5 дней с момента получения претензии, в том числе по электронной почте. В случае нарушения настоящего пункта Продавец оплачивает штраф Покупателю в размере невозвращенной предварительной оплаты».
Таким образом, белорусскому предприятию не обязательно заявлять требование о расторжении договора. В претензии необходимо заявить о возврате суммы предоплаты, а также указать, что в случае несвоевременного возврата покупатель будет заявлять в суд дополнительно требование о выплате штрафа в размере невозвращенной предоплаты.
Маргарита Полевая, юрист