На юридическое лицо поступила жалоба, отправленная по электронной почте с IP-адреса организации. В обращении указан несуществующий домашний адрес, но телефон и электронный адрес действующие. Во время общения по указанному мобильному телефону заявитель не владел информацией о работе юридического лица, но не отказывался от предъявленных претензий. Что делать с таким обращением и можно ли привлечь к ответственности гражданина за необоснованную жалобу, читайте в материале.
Для начала нужно разобраться, что имеется в виду под понятием «необоснованная жалоба».
Законодательством определены четкие требования к письменным обращениям. Так, письменные обращения граждан должны содержать наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение; фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания); изложение сути обращения; личную подпись гражданина (граждан) (ст. 12 Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц»; далее – Закон).
Помимо указанных выше требований, электронные обращения должны также содержать адрес электронной почты заявителя (ст. 25 Закона).
В случае если письменное (электронное) обращение не соответствует предъявляемым требованиям, организация вправе оставить обращение без рассмотрения по существу (п. 1 ст. 15 Закона).
Полагаем, что в приведенном случае требования к электронному обращению соблюдены. Учитывая также то, что в ходе телефонного разговора заявитель подтвердил свои требования, оснований для оставления обращения без рассмотрения по существу нет. Жалоба должна быть рассмотрена.
Обратите внимание!
В Законе ничего не говорится, существующий либо несуществующий адрес места жительства заявителя должен быть указан в обращении. Главное требование – это указание адреса. Можно, впрочем, путем проведения отдельных проверочных мероприятий подтвердить недостоверность указанного в обращении адреса и расценить это как несоответствие требованию ст. 12 Закона о «адресе места жительства (места пребывания)». Факт указания фиктивного адреса может быть подтвержден, к примеру, справкой местного исполнительного органа. Однако при оставлении обращения без рассмотрения по существу заявитель в течение 5 рабочих дней должен быть письменно уведомлен об этом с указанием причин принятия такого решения. Поэтому вопрос о возможности получения подтверждающих документов в рамках указанного срока остается открытым.
Ответственность за подачу одной «необоснованной жалобы» законодательством не предусмотрена. А вот если заявитель неоднократно обращается с необоснованными жалобами на организацию (3 и более раза в течение календарного года), то с него могут быть взысканы в судебном порядке расходы, понесенные в связи с рассмотрением этих обращений (суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений, почтовые расходы, расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения, и другие расходы, за исключением оплаты рабочего времени работников, рассматривающих обращения) (п. 2 ст. 19 Закона).
Если в обращении содержатся оскорбительные выражения, клевета и т.д., то заявитель также может быть привлечен к ответственности (ст. 9.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Таким образом, если в тексте обращения содержатся заведомо ложные, позорящие другое лицо измышления, такое лицо вправе обратиться с соответствующим заявлением в органы внутренних дел. Заявление в таком случае будет являться поводом к началу административного процесса (ст. 9.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Михаил Готовчиц, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры г. Минска, младший советник юстиции