Ситуация
В одном из отделов нашей организации раньше было 4 человека, включая руководителя. Два специалиста уволились. Принимать на их места новых наниматель не планирует. Рассмотрим, надо ли расформировывать отдел.
Нормы управляемости (численность структурных подразделений) для коммерческих организаций централизованно не регламентируются. В законодательстве есть нормы, устанавливающие их численность, но они носят сугубо рекомендательный характер.
Более того, вопросы определения норм труда, обеспечения их замены и пересмотра относятся к сфере обязанностей нанимателя (часть первая ст. 87 Трудового кодекса Республики Беларусь).
Так, при разработке структуры аппарата управления нанимателю рекомендовано устанавливать следующие нормы управляемости (п. 14 Рекомендаций по разработке примерных структур и штатных нормативов численности работников аппарата управления коммерческих организаций государственной формы собственности и организаций с долей собственности государства в их уставных фондах более 50 процентов, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 09.03.2004 № 25):
– управление, служба – при численности работников в штате не менее 7 человек, включая должность руководителя;
– отдел – при численности работников в штате не менее 4 человек, включая должность руководителя;
– сектор (бюро, группа) – при численности работников в штате не менее 3 человек, включая должность руководителя.
Такая же численность рекомендована и Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения ЕКСД).
Наниматель может устанавливать следующие нормы управляемости при создании структурных подразделений, если иное не установлено законодательством (часть 10 п. 10 Общих положений ЕКСД):
– управление (служба) – при наличии в его штате не менее 7 штатных единиц, включая должность руководителя;
– отдел – при наличии в его штате не менее 4 штатных единиц, включая должность руководителя;
– сектор (бюро, группа) – при наличии в его штате не менее 3 штатных единиц, включая должность руководителя.
Исходя из вышеизложенного указанные нормы управляемости являются рекомендательными для применения в коммерческих организациях независимо от их формы собственности.
Если локальными нормативными правовыми актами организации не установлены нормы управляемости, то в отделе могут быть как 4, так и 3, и 2 штатные единицы. Поэтому расформировывать отдел нет необходимости.
Ольга Орлова, юрист