Как передать жилой дом под размещение склада

26 июня 2018

Ситуация

Физическое лицо учредитель унитарного предприятия хочет использовать принадлежащий ему на праве собственности жилой частный дом под хранение товаров предприятия. Рассмотрим, может ли он это сделать в соответствии с подп. 5.12 п. 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7).

 

Субъекты хозяйствования вправе использовать для размещения производственных, торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания, офисных помещений объекты недвижимого имущества по назначению, отличному от назначения, указанного в документах Единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, если при этом не нарушаются права и законные интересы граждан и других субъектов хозяйствования (подп. 5.12 п. 5 Декрета № 7). При этом в нежилых помещениях жилых домов не допускается размещение промышленных производств, а также объектов, которые являются источниками выделения вредных веществ, шума и вибрации в размерах, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное влияние на окружающую среду, условия проживания в жилом доме других граждан и могут привести к распространению инфекционных заболеваний (п. 9 ст. 21 Жилищного кодекса Республики Беларусь; далее – ЖК).

Использование не по назначению блокированных, одноквартирных жилых домов или их части (в т.ч. осуществление религиозной деятельности религиозными организациями) без перевода в нежилые может осуществляться по согласованию с районным, городским исполкомами, местной администрацией района в городе с соблюдением установленных для проживания санитарных и технических требований, правил пожарной безопасности и в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений (часть четвертая п. 2 ст. 14 ЖК).

Как видим, норма Декрета № 7 и норма ЖК не противоречат друг другу, причем норма ЖК уточняет рассматриваемую процедуру как специальная норма, непосредственно регулирующая правоотношение. Отсюда следует вывод, что блокированный, одноквартирный жилой дом или его часть может использоваться не по назначению, если такое использование:

– не нарушает права и законные интересы граждан и других субъектов хозяйствования;

– не связано с размещением промышленных производств и объектов, перечисленных в п. 9 ст. 21 ЖК;

– не требует проведения строительно-монтажных работ по реконструкции объекта недвижимого имущества;

– не нарушает установленных для проживания санитарных и технических требований, правил пожарной безопасности и соответствует правилам пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений;

– согласовано с районным, городским исполкомами или местной администрацией района (по месту нахождения объекта недвижимости).

Но при использовании жилого помещения не по назначению следует учитывать еще и требования к тому виду деятельности, который будет осуществляться в данном помещении. В вопросе указано размещение склада. Законодательство предъявляет некоторые специальные требования к хранению отдельных видов товаров (см. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703). Санитарные требования к складским помещениям определены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.07.2016 № 85.

Процедура согласования использования не по назначению одноквартирных, блокированных жилых домов или их частей предусмотрена п. 8.1.3 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.

Однако нормы Декрета № 7 пока еще не отработаны на практике и не получили комментариев со стороны государственных органов, поэтому при их реализации могут возникнуть нестыковки. Например, субъект хозяйствования не застрахован от того, что при проверке либо в результате иных действий представителей государства будет выявлен факт несоответствия деятельности, осуществляемой в жилом помещении, правилам эксплуатации или санитарно-гигиеническим требованиям к жилому помещению. Обращаем внимание, что ч. 1 ст. 21.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за использование не по назначению жилых помещений, пригодных для проживания, – штраф на граждан в размере до 30 базовых величин, а на юридическое лицо – от 30 до 50 базовых величин.

 

 

Маргарита Полевая, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.