В хозяйственном обществе сменились собственники. Новые владельцы хотят сменить все руководство, включая заместителей директора. Однако эта процедура не так проста. Рассмотрим, как это сделать правильно.
Из смысла норм о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа коммерческой организации не следует, что вместе с руководителем компании могут быть освобождены от своих должностей его заместители. Поскольку отношения с заместителями директора компании регулируются не корпоративным правом, а трудовым, могут возникнуть сложности с отстранением их от занимаемых должностей, ведь одного только принятия коллегиальным органом управления юридического лица решения об их увольнении в данном случае будет недостаточно.
При увольнении заместителей директора возможны следующие способы расторжения трудового договора:
• по инициативе или требованию работника (ст. 40, 41 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК);
• по соглашению сторон (ст. 37 ТК);
• по истечении срока трудового договора (контракта) (п. 2 ст. 35 ТК);
• по инициативе нанимателя (ст. 42 ТК).
В нашем случае наниматель проявляет инициативу увольнения заместителей директора, поэтому рассмотрим последний вариант.
При увольнении заместителя руководителя организации по инициативе нанимателя могут быть применены следующие основания:
• сокращение численности или штата работников;
• несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;
• систематическое неисполнение работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания;
• прогул;
• появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы;
• однократное грубое нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников.
Также заместитель директора в силу занимаемого положения может быть уволен, в частности:
• за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей (п. 1 ст. 47 ТК);
• утрату доверия вследствие совершения хищения у нанимателя (п. 2 ст. 47 ТК);
• разглашение коммерческой тайны (п. 6 ст. 47 ТК).
Что касается специального основания прекращения полномочий заместителей (наряду с руководителями) при смене собственника организации (п. 1¹ ст. 47 ТК), то еще раз отметим, что оно не применимо к хозяйственному обществу, так как его учредители собственниками не являются.
Таким образом, решение об увольнении заместителей директора следует указать в протоколе общего собрания участников (акционеров), но после этого необходимо в обязательном порядке:
• заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, отражающее основание его прекращения;
• издать приказ о прекращении трудовых отношений с заместителем директора.
Анна Шинкевич, юрист