Как осудили за незаконное удаление деревьев: пример судебного разбирательства

02 сентября 2019

Решением экономического суда с ответчика была взыскана сумма вреда, причиненного окружающей среде незаконной вырубкой деревьев.

Доводы ответчика основывались на том, что деревья в местах проведения работ по благоустройству в настоящее время возобновили рост и их жизнедеятельность не утрачена. Также ответчик считал, что в деле отсутствуют надлежащие доказательства для достоверного определения размера вреда, причиненного окружающей среде по факту удаления деревьев.

Судебными инстанциями, инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды по результатам выездного рассмотрения обращения был установлен факт того, что ответчик при проведении работ по благоустройству произвел незаконное удаление деревьев на территории земель общего пользования населенного пункта до прекращения степени роста: спилил деревья без разрешительной документации, о чем составлены акт об установлении факта причинения вреда окружающей среде, ведомость перечета пней и расчет размера вреда, причиненного окружающей среде незаконным уничтожением деревьев до степени прекращения роста.

Расчет размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате незаконного удаления до степени прекращения роста, произведен в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде».

Поскольку в досудебном порядке претензия о возмещении вреда, причиненного окружающей среде ответчиком, оставлена без удовлетворения, истец обратился в экономический суд с иском о возмещении вреда, причиненного окружающей среде незаконным удалением деревьев.

Доказательствами по делу достоверно были установлены сам факт удаления деревьев, а также количество и порода деревьев.

Вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме, если иное не установлено настоящей статьей этого Закона, добровольно или по решению суда лицом, его причинившим (ст. 101 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII  «Об охране окружающей среды»).

Причинением вреда окружающей среде являются незаконное удаление, изъятие, уничтожение и (или) повреждение деревьев или кустарников до степени прекращения роста (п. 3 Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042).

К деревьям, поврежденным до степени прекращения роста, относятся деревья со сломом ствола, наклоном более 30 градусов (включая поваленные), с полным удалением (обрезкой) кроны (за исключением малоценных пород тополей), ошмыгом кроны более 1/2 ее протяженности (окружности), обдиром коры с повреждением луба более 50 % окружности ствола. К кустарникам, поврежденным до степени прекращения роста, относятся кустарники с незаконным удалением более 50 % их наземной части по высоте либо по количеству стволов (ветвей), за исключением поврежденных в пределах установленных норм при осуществлении лесопользования, проведении лесохозяйственных и иных мероприятий.

Представленные в дело акт, результаты проверки ОВД по обращению инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды о факте незаконного удаления деревьев с объяснениями должностных лиц ответчика бесспорно свидетельствуют о наличии самого факта незаконного удаления деревьев ответчиком.

Как было отмечено судебными инстанциями, последующее возобновление роста в виде поросли на месте удаления деревьев действующим законодательством об охране окружающей  среды не рассматривается как обстоятельство, исключающее  привлечение к ответственности в виде возмещения причиненного вреда.

В связи с изложенным требования были удовлетворены. Решение было обжаловано в апелляционном и кассационном порядке, но оставлено в силе[1].

Таким образом, при удалении дерева следует вначале определиться с необходимостью либо отсутствием таковой в части согласования удаления. При этом в первую очередь нужно руководствоваться ст. 37 Закона Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире». Порядок же получения согласований регламентирован Положением о порядке выдачи разрешений на удаление объектов растительного мира и разрешений на пересадку объектов растительного мира, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2011 № 1426.

Сергей Белявский, судья экономического суда Гродненской области

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.