В летний период многие организации сталкиваются с необходимостью оформления трудовых отношений, установления квалификационных требований, оплаты труда и командирования медицинских, педагогических и иных работников, принимаемых (направляемых) в детские оздоровительные лагеря (далее – ДОЛ).
В настоящее время законодательство не регулирует непосредственно порядок направления медицинских, педагогических и иных работников в ДОЛ. Права и обязанности таких работников, условия их труда определяются законодательством о труде и об образовании, а также правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовыми или гражданско-правовыми договорами и должностными инструкциями (п. 11 Положения о воспитательно-оздоровительном учреждении, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 89; далее – Положение № 89).
С учетом норм законодательства о труде можно рассмотреть следующие варианты оформления трудовых отношений с педагогическими, медицинскими и иными работниками:
1) прием работников в ДОЛ на работу по срочному трудовому договору на период летней оздоровительной кампании на основное место работы с оформлением трудовых отношений в соответствии с законодательством о труде;
2) прием работников, имеющих основное место работы, которые будут выполнять работу в свободное от основной работы время на условиях срочного трудового договора по совместительству с учетом особенностей, установленных гл. 32 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК).
В случае производственной необходимости наниматель (директор учреждения образования, главный врач учреждения здравоохранения) вправе перевести работника на не обусловленную трудовым договором работу (по другой профессии, специальности, квалификации, должности), а также на работу к другому нанимателю (ст. 33 ТК). Временный перевод можно использовать и для обеспечения ДОЛ соответствующими работниками.
Обратите внимание! Временный перевод в связи с производственной необходимостью на срок до 1 месяца производится без согласия работника, а временный перевод в связи с производственной необходимостью в другую местность допускается только с согласия работника.
При временном переводе в связи с производственной необходимостью труд работников оплачивается по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
При решении вопроса об оформлении трудовых отношений следует учитывать, что целесообразность заключения нового трудового договора при временном переводе отсутствует, поскольку работник после выполнения другой работы возвращается к выполнению работы, обусловленной его трудовым договором, заключенным до осуществления временного перевода.
При этом вопросы, которые напрямую не урегулированы законодательством о труде (ведение табеля учета рабочего времени и порядок осуществления оплаты труда при переводе для работы к другому нанимателю и иные организационные вопросы), целесообразно определить в договоре, заключенном между учреждением здравоохранения и юридическим лицом, в ведении которого находится ДОЛ.
Что касается вопроса оплаты труда работников ДОЛ, то средний заработок на период работы в лагере сохраняется за работником только в случаях, предусмотренных законодательством (в частности, п. 10 Инструкции о порядке направления педагогических работников учреждений образования в санаторно-курортные или оздоровительные организации, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27.08.2007 № 46).
Труд медицинских, педагогических и иных работников ДОЛ оплачивается на основании заключенных трудовых договоров, а медицинских работников организаций, оказывающих медицинскую помощь по месту нахождения оздоровительного лагеря, – по занимаемым ими в этих организациях должностям на условиях, определенных трудовым договором.
Условия (в т.ч. размеры) оплаты труда работников по занимаемым ими должностям в организациях бюджетной сферы установлены:
• тарификация – приложениями 2, 3 и др. к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций»;
• повышение тарифного оклада за стаж работы – постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 12.01.2000 № 4 «Об утверждении Положения о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли)»;
• повышение педагогическим и медицинским работникам на 25 % тарифного оклада – постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.09.2010 № 1267 «О повышении заработной платы отдельным категориям работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций»;
• другими нормативными правовыми актами.
В организациях реального сектора экономики эти вопросы регулируются их локальными нормативными правовыми актами.
Мария Ковалевич, юрист