Настойчивые граждане зачастую обращаются не только в государственные органы с запросами и требованиями привлечь к ответственности, но и в частные организации, когда их интересы каким-то образом затронуты деятельностью таких организаций. Частные же организации, в свою очередь, игнорируют эти обращения, поскольку считают, что не обязаны давать какую-либо информацию посторонним лицам.
Разберемся, должны ли негосударственные коммерческие организации давать ответы на обращения граждан и есть ли ответственность за игнорирование обращений.
Обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в любые организации подпадают под регулирование Закона Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях), если они соответствуют требованиям п. 1 ст. 2 Закона об обращениях.
Право на обращение имеют:
- граждане Республики Беларусь:
– в организации – путем подачи письменных, электронных или устных обращений;
– к индивидуальным предпринимателям – путем внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений;
- юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели – в организации путем подачи письменных (за исключением замечаний и (или) предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений), электронных или устных обращений (п. 1 ст. 3 Закона об обращениях).
Как видим, никаких ограничений ни по субъектам, имеющим право обращаться, ни по субъектам, в которые можно обращаться, закон не устанавливает. А это значит, что граждане вправе не только жаловаться на деятельность коммерческих организаций в государственные органы, но и требовать определенных действий или разъяснений от самих коммерческих организаций путем обращения к ним в устной, письменной или электронной форме.
Другой вопрос, какого характера информация интересует гражданина. Не подлежит распространению, а значит и не излагается в ответах на обращения (ст. 17 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»; далее – Закон об информации):
• информация о частной жизни физического лица и персональные данные;
• сведения, составляющие государственные секреты;
• служебная информация ограниченного распространения;
• информация, составляющая коммерческую, профессиональную, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
• информация, содержащаяся в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу;
• иная информация, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь.
Следовательно, если запрашиваемая у коммерческой организации информация не относится к указанным категориям, она может быть представлена на основании обращения гражданина.
Законодательством установлены случаи, когда организация может отказать даже в представлении общедоступной информации (часть четвертая ст. 21 Закона об информации):
• если для получения запрашиваемой информации требуется проведение аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав и законных интересов обратившегося лица;
• запрашиваемая информация опубликована в официальных периодических печатных изданиях, средствах массовой информации либо размещена в открытом доступе на официальных сайтах государственных органов в Интернете или на других государственных информационных ресурсах Интернета;
• запрашиваемая информация ранее представлялась обратившемуся лицу;
• запрашивается информация, содержащаяся в докладных записках, поручениях должностных лиц и другой внутренней переписке государственного органа, иного юридического лица, если такая информация непосредственно не связана с защитой прав и законных интересов лица, обратившегося за получением общедоступной информации;
• запрашиваются копии имеющихся в государственном органе, у юридического лица документов других государственных органов, юридических лиц, за исключением случая, когда указанные государственные органы, юридические лица ликвидированы и отсутствуют их правопреемники, а также в иных случаях, когда от указанных государственных органов, юридических лиц получить такие копии документов в установленном порядке невозможно;
• в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь.
Таким образом, любой субъект имеет закрепленное законом право направить обращение в негосударственную коммерческую организацию, а она вправе определять, представит ли она требуемую информацию или откажет в ее представлении на указанных выше основаниях.
Но может ли коммерческая организация проигнорировать обращение от гражданина, даже если оно, по мнению ее руководства, совершенно необоснованное? Ответ однозначный: нет.
Организации и индивидуальные предприниматели, которым адресовано обращение, обязаны, в частности (ст. 9 Закона об обращениях):
• принимать меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений;
• информировать заявителей о решениях, принятых по результатам рассмотрения обращений;
• разъяснять заявителям порядок обжалования ответов на обращения и др.
Даже если письменное обращение гражданина содержит совершенно необоснованные требования, коммерческая организация обязана:
– зарегистрировать его в журнале учета входящей корреспонденции;
– если изложенные в обращении вопросы не входят в компетенцию организации, то в 5-дневный срок направить его в уполномоченную организацию и в тот же срок сообщить заявителю об этом либо оставить его без рассмотрения по существу и уведомить заявителя с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться;
– если вопросы в обращении находятся в рамках компетенции организации, то рассмотреть по существу в течение 15 дней, а если вопрос требует дополнительного изучения и проверки – не позднее 1 месяца (п. 3 ст. 17 Закона об обращениях).
Что касается ответственности, то согласно ст. 9.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях отказ в приеме обращения гражданина или юридического лица, либо нарушение установленных сроков рассмотрения такого обращения, либо неинформирование заявителя о решении, принятом по результатам рассмотрения обращения, либо неправомерный отказ заявителю в ознакомлении с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращения, либо непринятие в пределах своей компетенции мер по восстановлению нарушенных прав, свобод и (или) законных интересов заявителя влекут наложение штрафа в размере от 4 до 10 базовых величин.
Юлия Кудрявец, юрист