С 2014 г. Б. работал главным специалистом-геологом Минского областного унитарного предприятия «П» по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок. 25 января 2016 г. с ним заключен контракт по работе в той же должности сроком на один год.
Приказом от 26.01.2016 Б. уволен по п. 5 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) в связи с отказом от подписания письменного обязательства по выполнению предусмотренных законодательством мер по предупреждению коррупции.
Не согласившись с увольнением, Б. обратился в суд с иском о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.
Решением суда в удовлетворении иска отказано по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 16 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о коррупции) государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст. 17–20 Закона о коррупции, и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.
К государственным должностным лицам относятся в т.ч. лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц (ст. 1 Закона о коррупции).
Трудовой договор с некоторыми категориями работников может быть прекращен в случае неподписания работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией (п. 5 ст. 47 ТК).
При рассмотрении дела судом установлено, что исходя из фактически выполняемых трудовых обязанностей Б. как главный специалист-геолог был уполномочен на выполнение организационно-распорядительных функций, выдачу распоряжений, обязательных для выполнения другими работниками. После подписания контракта его должностные обязанности, объем полномочий не изменились.
Суд пришел к выводу о том, что на Б. распространяются требования Закона о коррупции, а соответственно наниматель был вправе требовать от него подписания письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, и уволить его по п. 5 ст. 47 ТК в случае неподписания такого обязательства.
Доводы истца о том, что он не являлся государственным должностным лицом, судом обоснованно отвергнуты, поскольку исходя из должностной инструкции истца, фактически выполняемых им обязанностей Б. был уполномочен на выполнение организационно-распорядительных функций, выдачу распоряжений, обязательных для исполнения другими работниками.
Ссылка истца на то, что подписание обязательства является изменением существенных условий труда, о котором он должен был предупрежден за месяц, не основана на законе. Подписание такого обязательства вытекает из требований законодательства.
Доводы истца о том, что в контракте отсутствует условие о прекращении контракта при отказе от подписания обязательства по соблюдению ограничений, поэтому наниматель не имел оснований для его увольнения, судом признаны несостоятельными, поскольку примененное основание увольнения установлено ТК.
Жалобы истца на решение суда оставлены без удовлетворения.
Ксения Кеник, канд. юрид. наук, заслуженный юрист Республики Беларусь