Рассмотрим, можно ли при импорте рекламных услуг во внешнеторговом договоре указать, что общая стоимость услуг определяется приложениями, и не указывать в договоре конкретную стоимость услуг (договор действует в течение года, стоимость услуг зависит от объемов размещения рекламы, которые согласовываются в приложениях).
В каждом заключенном внешнеторговом договоре резиденты обязаны предусмотреть:
– стоимость товаров (ориентировочную стоимость в случае невозможности установить действительную стоимость товаров в силу специфики товарной номенклатуры);
– условия расчета, под которыми понимается обязательство осуществления одной стороной расчета до исполнения либо по факту исполнения обязательства другой стороной с учетом норм, изложенных в подп. 1.6.3 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178) (подп. 1.16.4 п. 1 Указа № 178).
При проведении валютной операции в представляемом клиентами (за исключением физических лиц) внешнеэкономическом договоре банк проверяет (кроме валютных операций, связанных с поступлением денежных средств) (п. 27 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46; далее – Инструкция № 46):
– соответствие валюты расчета валютному законодательству;
– наличие наименования, местонахождения (юридического адреса) и банковских реквизитов нерезидента-контрагента; для внешнеторговых договоров – также наличие условий расчетов. Под банковскими реквизитами нерезидента-контрагента понимается наименование банка и БИК (или SWIFT-код);
– наличие общей стоимости (ориентировочной стоимости) товаров во внешнеторговых договорах, предусматривающих возмездную передачу товаров (за исключением внешнеторговых договоров, на которые не распространяется действие Указа № 178).
Основания для отказа в проведении валютной операции содержатся в п. 28 Инструкции № 46 и ст. 232 Банковского кодекса Республики Беларусь. В данном случае основания для отказа отсутствуют.
Таким образом, с учетом вышеизложенного сделаем следующие выводы:
1) при импорте рекламных услуг во внешнеторговом договоре можно указать, что общая стоимость услуг определяется приложениями, и не указывать в договоре конкретную стоимость услуг;
2) при представлении такого договора в банк для осуществления платежа банк должен осуществить платеж. Оснований для отказа в проведении валютной операции нет.
Денис Сафаревич, юрист