Мы рассматриваем основания списания налоговыми органами и органами ФСЗН задолженности по платежам в бюджет со счетов дебиторов плательщика.
Налоговые органы и органы ФСЗН наделены правом на бесспорное списание денежных средств с дебитора плательщика, имеющего задолженность по платежам в бюджет, на основании данных, представленных плательщиком.
В случае отсутствия средств на текущих (расчетных) банковских счетах плательщиков подлежащие уплате обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет ФСЗН взыскиваются в бесспорном порядке с текущих (расчетных) банковских счетов их дебиторов. Средства списываются по постановлению о бесспорном взыскании на основании представленных плательщиком:
– заявления с указанием в нем дебитора;
– документов, подтверждающих задолженность дебитора;
– расчета между плательщиком и его дебитором, подписанного руководителем плательщика в одностороннем порядке.
При наличии судебного спора между плательщиком и его дебитором о сумме задолженности списание средств с текущих (расчетных) банковских счетов дебиторов не производится (абзац первый п. 22 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40).
Как видим, указанная норма предусматривает возможность бесспорного взыскания средств на основании односторонне подписанных и представленных плательщиком документов, что предоставляет определенные возможности недобросовестному плательщику. Однако своевременное инициирование дебитором судебного спора поможет разрешить подобную ситуацию.
В подобных ситуациях своевременное реагирование дебитора особенно важно. Органы ФСЗН обязаны рассматривать документы о наличии дебиторов и дебиторской задолженности, представленные плательщиком, даже если такие документы уже представлялись и наличие задолженности не подтверждалось.
Что касается налоговых органов, то плательщик налогов обязан вести учет дебиторской задолженности и представлять перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности и копии документов, подтверждающих факт наличия дебиторской задолженности, в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней (подп. 1.5 п. 1 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь; далее – НК).
Решение налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет средств дебиторов выносится в отношении дебитора плательщика на основании справки наличия дебиторской задолженности у плательщика. Такую справку налоговый орган оформляет:
– на основании документов, представленных плательщиком (иным обязанным лицом) в соответствии с подп. 1.5 п. 1 ст. 22 НК;
– на основании документов, представленных органами КГК Республики Беларусь;
– по результатам мероприятий по выявлению имущества плательщика, а также его дебиторов;
– по результатам проверки, проведенной налоговым органом;
– на основании заявления плательщика об уступке требования кредитора и документа (акта сверки или иного подписанного дебитором и плательщиком документа), подтверждающего наличие дебиторской задолженности у плательщика и кредиторской задолженности у дебитора плательщика (п. 2 ст. 58 НК).
Важно! В отличие от бесспорного списания, осуществляемого органами ФСЗН, бесспорное списание налоговые органы проводят независимо от наличия или отсутствия судебного спора. Это прямо следует из НК.
На практике и налоговые органы, и органы ФСЗН подходят к ситуациям взыскания взвешенно и тщательно. Однако в большинстве случаев «спасти» ситуацию может только осмотрительность в работе с контрагентами. Чтобы не допускать подобных ситуаций, рекомендуем тщательно контролировать исполнение договоров и при возникновении споров не игнорировать требования контрагента, пусть даже и неосновательные, а своевременно прибегать к мерам защиты, в т.ч. судебной.
Наталия Колезнева, юрист