Как действовать, если потребитель требует компенсации морального вреда?

07 декабря 2017

Ситуация

Покупатель приобрел в магазине товар на сумму 20 руб. На следующий день он обратился в магазин с письменной претензией, в которой указал, что ему продали совсем не то, что нужно было, товар некачественный и совсем не подходящий для его целей, а также потребовал возврата денег за товар в размере 20 руб., компенсации понесенных расходов и морального вреда в размере 30 руб. Расчет понесенных расходов он не приложил.

Рассмотрим, может ли покупатель требовать компенсацию расходов и морального вреда без какого-либо обоснования.

 

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, гражданин вправе требовать от нарушителя денежную компенсацию указанного вреда (ст. 152 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее – ГК).

Таким образом, размер компенсации морального вреда определяет сам потребитель. Он вправе заявить такое требование непосредственно причинителю вреда.

В рассматриваемой ситуации покупатель предложил магазину в досудебном порядке возместить ему расходы, которые он посчитал нужными. Теперь магазину решать, переносить спор в суд или нет.

С одной стороны, если покупателя действительно неправильно поняли и продали ему ненадлежащий товар, то магазину правильнее будет извиниться и выплатить требуемые компенсации даже без надлежащего обоснования и доказательств.

С другой – если работники магазина действовали совершенно правильно, а потребитель злоупотребляет своим правом (п. 1 ст. 9 ГК), то магазину следует отказать в удовлетворении претензии. Деньги за товар магазин обязан вернуть только в случае, если потребитель обратился с возвратом товара в установленные законодательством сроки (ст. 21–28 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей»; далее – Закон о защите прав потребителей).

Если покупатель подаст иск в суд об удовлетворении указанных требований, то ему необходимо будет представить доказательства понесенных расходов и обоснование физических и нравственных страданий, поскольку на этом этапе уже суд будет определять размер компенсации морального вреда в зависимости от характера причиненных потребителю физических и нравственных страданий, а также от степени вины причинителя вреда (п. 3 ст. 18 Закона о защите прав потребителей).

Маргарита Полевая, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!