Ситуация
Белорусский экспортер исполнял обязательства по внешнеторговой поставке в январе и феврале текущего года. В марте исполнение стало затруднительным, поскольку страна контрагента ограничила транспортное сообщение в связи с пандемией. На перевозку грузов автомобильным транспортом ограничения не введены, но из-за многодневных задержек на границе и временны́е, и финансовые расходы на перевозку возросли значительно.
Может ли организация расторгнуть договор, если возникли такие обстоятельства?
Договор может быть расторгнут по соглашению сторон, но для этого, кроме желания одной стороны, нужно согласие второй стороны. Сами по себе обстоятельства непреодолимой силы или, как их принято именовать, форс-мажорные обстоятельства, не могут быть основанием расторжения договора.
В настоящее время очень распространенным мнением является обозначение эпидемии или пандемии коронавируса форс-мажором, или, в нашей правовой терминологии – обстоятельством непреодолимой силы. Но действующее законодательство не относит такие явления к обстоятельствам непреодолимой силы. Типовая форс-мажорная оговорка Международной торговой палаты (публикация № 421(Е)), содержащая примерный перечень таких обстоятельств, тоже не включает ни эпидемию, ни пандемию. Вместе с тем действия властей, законные или незаконные, традиционно относят к данным обстоятельствам, в т.ч. и п. 2 Типовой форс-мажорной оговорки Международной торговой палаты включает действия властей в примерный перечень таких обстоятельств.
Белорусская торгово-промышленная палата (далее – БелТПП) придерживается этой же позиции: «Коронавирус или возникшие в его связи эпидемия и пандемия сами по себе не могут являться обстоятельствами непреодолимой силы, но таковыми могут признаваться ограничительные и другие меры, направленные на предотвращение распространения коронавируса и его последствий и возникшие после заключения конкретных договоров».
Таким образом, форс-мажором правильнее считать не саму пандемию, а меры по ограничению передвижения людей и транспорта, вводимые властями стран и других административно-территориальных единиц в связи пандемией. При этом следует иметь в виду, что за свидетельствованием данного факта как обстоятельства непреодолимой силы все равно придется обращаться в БелТПП.
Однако в описании ситуации упоминается, что ограничительные меры страны контрагента не распространяются на перевозку грузов. В связи с этим мы считаем, что при таких условиях нельзя считать данные ограничения и порожденные ими затруднения обстоятельствами непреодолимой силы.
Мы можем посоветовать белорусскому экспортеру обратиться к другому механизму: расторжению договора в связи с существенным изменением обстоятельств (п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Республики Беларусь; далее – ГК). Однако при этом необходимо доказать, что изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени добросовестности и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям гражданского оборота (подп. 2 п. 2 ст. 421 ГК).
Юлия Кудрявец, юрист