Стоимость лицензий списана на расходы предприятия: проведите инвентаризацию и восстановите их в бухучете

07 апреля 2020

Ситуация

Для осуществления своей деятельности предприятие имеет лицензии на право осуществления определенных видов деятельности.

В результате проведенной годовой инвентаризации выявлено, что в бухучете лицензии не числятся.

Правильно ли поступил бухгалтер, списав стоимость лицензий на расходы предприятия?

 

Неправильно. Лицензии должны числиться в бухучете как нематериальные активы.

При инвентаризации нематериальных активов (далее – НМА) проверяйте (п. 37 Инструкции № 180):

  • наличие документов, подтверждающих права организации на их использование;
  • правильность отнесения объектов к НМА – исходя из критериев, установленных законодательством;
  • правильность и своевременность принятия активов к бухучету.

 

Сведения об инвентаризируемых НМА вносите в инвентаризационную опись нематериальных активов (форма 2-инв согласно приложению 7 к Инструкции № 180).

 

Важно!

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в учетных регистрах отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, составляйте отдельные инвентаризационные описи и включайте недостающие и правильные сведения и технические показатели по этим объектам (п. 39 Инструкции № 180). Оценку выявленных инвентаризацией неучтенных активов произведите в соответствии с законодательством, а степень (процент) износа устанавливайте по действительному техническому состоянию активов с оформлением данных об оценке и износе соответствующими актами.

 

Вывод

Лицензии следовало принять к бухучету в качестве НМА (пп. 4 и 7 Инструкции № 25).

 

Рекомендации:

  • внесите исправления в бухучет (пп. 9–12 Национального стандарта № 80):

 

 

  • внесите исправления в налоговый учет (п. 8 ст. 63 НК, постановление № 42).

 

Документы:

Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (Инструкция № 180).

Инструкция по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденная постановлением Минфина Республики Беларусь от 30.04.2012 № 25 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета» (Инструкция № 25);

Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденный постановлением Минфина Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80 (Национальный стандарт № 80);

Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК);

Инструкция о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденная постановлением Минэкономики, Минфина и Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.02.2009 № 37/18/6 (Инструкция № 37/18/6);

Постановление МНС Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42 «О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы» (постановление № 42).

Виталий Раковец, аудитор ООО «АудитИнком»

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.