Когда проектная организация будет являться субъектом технического нормирования и стандартизации

13 мартa 2020

Рассмотрим, является ли проектная организация субъектом технического нормирования в случаях, когда речь идет о ТНПА, не взаимосвязанных с техническим регламентом TP 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (далее – регламент TP 2009/013/BY).

 

Проектная организация будет являться субъектом технического нормирования, если участвует в отношениях в области технического нормирования и стандартизации. Если проектная организация использует в своей деятельности строительные нормы и правила, то такая организация субъектом технического нормирования не является.

Основным законодательным актом в области технического нормирования и стандартизации является Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее – Закон). Как следует из преамбулы к данному Закону, он определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации, единую государственную политику в этой области.

Техническое нормирование – это деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований к объектам технического нормирования (подп. 1.32 п. 1 ст. 1 Закона). Важно понимать, что основным результатом технического нормирования является разработка технических регламентов Республики Беларусь и технических регламентов Евразийского экономического союза. В то же время техническое нормирование в области проектирования и строительства не ограничивается лишь регламентом 2009/013/BY и взаимосвязанными с ним ТНПА, перечень которых утвержден постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.03.2016 № 7.

Кроме обязательных к применению технических регламентов, Закон закрепляет правила относительно иных ТНПА, важное место среди которых занимают технические кодексы установившейся практики, государственные стандарты, технические условия, стандарты организаций. Данные ТНПА могут быть как добровольными, так и обязательными для применения.

В настоящее время, по данным справочных правовых систем в Республике Беларусь, действует около 2 300 технических нормативных правовых актов. Из них 124 ТНПА являются обязательными, 402 содержат требования, применяемые на добровольной основе, 1 774 применяются, если на них указали заказчик, проектировщик (в договоре, задании на проектирование, проектной документации).

Таким образом, вступая в отношения в области технического нормирования и стандартизации, связанные с данными ТНПА, проектная организация становится субъектом технического нормирования, так как это следует из подп. 1.2 п. 1 ст. 3 Закона.

В то же время согласно Закону объектами технического нормирования являются: продукция либо продукция и связанные с техническими требованиями к продукции процессы разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации (подп. 1.14 п. 1 ст. 1 Закона).

Поскольку здания и сооружения не являются продукцией, к ним нельзя в полной мере применить принципы и подходы об обязательности и добровольности требований, заложенных Законом. В данном случае имеет место смежное, увязанное друг с другом законодательство, распространяющееся на проектирование и строительство объектов.

В целях упорядочения требований ТНПА в сфере архитектуры, градостроительства и строительства был принят Указ Президента Республики Беларусь от 05.06.2019 № 217 «О строительных нормах и правилах» (далее – Указ). Данный Указ дает начало разработке новых строительных норм и правил, которые являются ТНПА, не относящимися к области технического нормирования и стандартизации.

Указом предусматривается, что обязательные для соблюдения правила в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при градостроительном планировании, размещении объектов строительства и застройке территорий, проектировании и строительстве зданий и сооружений устанавливаются в строительных нормах (подп. 1.1 п. 1 Указа). Добровольные для применения правила устанавливаются в строительных правилах (подп. 1.2 п. 1 Указа).

Данные нормы и правила должны заменить все имеющиеся на сегодняшний день ТНПА, вывести ТНПА, связанные с проектированием и строительством из правовой области технического нормирования и стандартизации (подп. 1.5 п. 1 Указа).

Справочно: всего на начало 2020 г. в Беларуси уже утверждено 28 строительных норм. До конца года планируется принять еще 5 документов.

 

Указом также урегулирован переходный период между ТНПА из правовой области нормирования и стандартизации и новыми строительными нормами и правилами. Так, проектная документация, разработка которой начата до введения в действие строительных норм, по решению заказчика (застройщика) может разрабатываться без учета их требований. Объекты, не начатые строительством, или объекты, на которых строительно-монтажные работы начаты до введения в действие строительных норм, по решению заказчика (застройщика) могут быть завершены по утвержденной проектной документации без учета требований строительных норм (п. 2 Указа).

Принятие соответствующих международным европейским стандартам документов изменяет подходы к нормированию. Такая система является более прогрессивной и гибкой, значительно упрощает процесс проектирования. Строительные нормы будут исключать конкретные объемно-планировочные конструктивные решения, обязательные предписания, действовавшие ранее. Документами устанавливаются только обязательные параметры безопасности. Данный принцип дает возможность снятия технических барьеров при продвижении инновационных материалов и технологий, проектных решений.

Таким образом, если проектная организация вступает в отношения, связанные с применением ТНПА, регулирование которых относится к Закону, то проектная организация будет являться субъектом технического нормирования. Если же проектная организация в своей работе использует строительные нормы и строительные правила, то такая организация субъектом технического нормирования являться не будет.

 

Сергей Белявский, юрист-лицензиат, медиатор, председатель Третейского суда «Экономические споры», более 10 лет стажа работы судьей экономического суда, член Союза юристов;

Марина Кобринец, юрист

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.