Закупка средств индивидуальной защиты
Любая организация обязана заботиться о безопасности своих сотрудников, занятых на работах, связанных с повышенной опасностью или рисками для здоровья. Поэтому крайне важно своевременно приобрести качественные СИЗ, способные уберечь работников от негативных последствий выполняемых работ, заболеваний, травм и несчастных случаев. В этой статье мы приводим основные сведения, касающиеся закупки СИЗ, которые должны быть известны руководителю среднего и высшего звена.
Справочно:
СИЗ – средства индивидуальной защиты, к которым относятся специальная одежда, специальная обувь и др. (средства защиты органов дыхания, средства защиты рук, средства защиты головы, средства защиты органа слуха, средства защиты глаз, предохранительные приспособления).
Трудовое законодательство устанавливает обязанность нанимателя обеспечить работников необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты (п. 3 ст. 222 ТК). Порядок обеспечения работников СИЗ закреплен в Инструкции № 209.
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Документ:
Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209 (далее – Инструкция № 209).
Организацию процесса закупочной деятельности предприятия можно представить в виде технологического процесса:
1. Утвердить нормы, по какой профессии, каким работникам и в каком количестве будут выдаваться СИЗ.
Необходимость применения СИЗ в первую очередь должна соответствовать содержанию работ по профессиям и должностям, определенным Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Единым квалификационным справочником должностей.
Наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в т.ч. выдачу работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также с загрязнением или неблагоприятными температурными условиями, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых СИЗ (часть пятая ст. 226 ТК).
С целью выполнения этой обязанности наниматель должен разработать локальный нормативный правовой акт, в котором закрепить перечень профессий и должностей работников, имеющих право на бесплатное обеспечение СИЗ.
В данном перечне следует указать виды изделий, нормы выдачи, защитные свойства и сроки носки.
На практике обычно перечень профессий и должностей работников, имеющих право на бесплатное обеспечение СИЗ, и нормы выдачи СИЗ оформляются одним документом и утверждаются нанимателем.
2. Установить обязательные требования к СИЗ.
Нормативной базой для формирования обязательных требований безопасности СИЗ являются:
– технические регламенты;
– технические кодексы;
– стандарты, в т.ч. государственные стандарты, стандарты организаций;
– технические условия (ст. 15 Закона о стандартизации).
Документом, имеющим первоочередное значение при выборе качественных СИЗ, является ТР ТС 019/2011. В нем подробно прописаны все требования к СИЗ и дополнительные условия их выбора (подп. 4.4 п. 4 ТР ТС 019/2011). Это удобно при подборе конкретного СИЗ и позволяет учитывать специфику практически любого производства, а также субъективные ощущения работника.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее – Закон о стандартизации).
Документ:
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 (далее – ТР ТС 019/2011).
Для определения наиболее эффективных (лучших по защитным свойствам, эксплуатационным, эргономическим, технико-эстетическим, гигиеническим и экономическим показателям) СИЗ среди однородных, предлагаемых различными поставщиками, наниматель вправе проводить опытную эксплуатацию их образцов в производственных условиях (часть вторая п. 26 Инструкции № 209). Это позволит обезопасить нанимателя от риска поставки СИЗ, не соответствующих условиям закупки.
Результаты опытной эксплуатации заносятся в акт опытной эксплуатации средств индивидуальной защиты, примерная форма которого приведена в приложении 1 к Инструкции № 209. Решение о выборе СИЗ и поставщика принимается с учетом результатов опытной эксплуатации.
Это проводится в целях выбора из предлагаемых организациями-поставщиками (изготовителями) однородных товаров, лучших по защитным свойствам, эксплуатационным, эргономическим, технико-эстетическим, гигиеническим и экономическим показателям СИЗ.
3. Определить сотрудников, которые будут заниматься закупкой.
В небольшой организации за все закупки может отвечать один сотрудник. В более крупной организации обычно создается специальная служба снабжения (закупок). При подготовке процедуры закупок нередко привлекаются и сотрудники иных подразделений. Это происходит в случае, когда выполнение определенной функции при проведении закупки входит в их должностные обязанности.
Так, СИЗ закупается по согласованию со службой охраны труда организации (специалистом по охране труда или специалистом, на которого возложены обязанности по охране труда) (п. 26 Инструкции № 209).
4. Определить порядок закупок и осуществить выбор поставщика.
В случае проведения конкурентных видов процедур закупок наниматель должен сформировать документацию о закупке (часть первая подп. 2.8 п. 2 постановления № 229). При формировании документации для достижения максимального соотношения цены и качества товара нанимателю как раз и понадобятся обязательные требования к СИЗ.
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229).
5. Установить меры контроля закупленных СИЗ.
Приемка от поставщика каждой партии СИЗ должна производиться с проверкой документов, подтверждающих их качество и соответствие требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, проверкой соответствия заявленному ассортименту по назначению, защитным свойствам, моделям, родовому признаку, размерам, ростам, цветовой гамме и другим качественным показателям.
Для контроля качества приобретаемых СИЗ, организации их хранения и ухода за ними наниматель может создать комиссию по контролю качества СИЗ (п. 28 Инструкции № 209). Также он может оформить внутреннюю инструкцию по обеспечению работников СИЗ и ознакомить с ней работников при заключении трудового договора (п. 20 Инструкции № 209).
Поступающие СИЗ могут подвергаться выборочному контролю на соответствие требованиям технических нормативных правовых актов. При несоответствии указанным требованиям СИЗ подлежат возврату с предъявлением в установленном порядке соответствующих претензий (п. 27 Инструкции № 209).
В соответствии с действующим законодательством наниматель обязан не только обеспечить закупку и бесплатную выдачу качественных СИЗ, но и регулярные в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов испытание и проверку исправности СИЗ (респираторов, противогазов, самоспасателей, предохранительных поясов, диэлектрических перчаток и другого), если иное не указано в эксплуатационных документах, а также своевременную замену фильтров, стекол и других частей с понизившимися защитными свойствами, при выдаче таких средств индивидуальной защиты проводить инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности этих средств, при необходимости тренировку работников по их применению (п. 55 Инструкции № 209).
Таким образом, только закупка качественных СИЗ и правильное их применение смогут обеспечить максимальный защитный эффект на рабочих местах.
Инна Барсук, специалист по охране труда
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
148
-
146
-
124
-
124
-
117
-
117