4 апрель 2019
Статья 7 из 23 ( Материал id: 1613 Журнал id: 118226 )
Страница № 25

«Выводим» транспортное средство из ЧУП в 2 этапа

Главное в статье:

Прошло более 5 лет с момента ввоза автомобиля без уплаты таможенных пошлин и «ввозного» НДС для внесения его в уставный фонд ЧУП в соответствии с требованием Декрета № 6. Если при этом с автомобилем не совершались никакие действия, которые повлекли бы начисление таможенных пошлин и «ввозного» НДС (подп. 1.9 п. 1 Декрета № 6), то собственник может вывести его из ЧУП, при этом ни ЧУП, ни собственник не будут уплачивать налоги с такой сделки.

 

Документ:

Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» (далее – Декрет № 6).

 

ЭТАП 1. Изъятие транспортного средства у ЧУП

Принятие решения об изъятии имущества находится в компетенции собственника имущества унитарного предприятия. Однако принятие такого решения возможно лишь в порядке и случаях, предусмотренных уставом либо законодательством (абзац седьмой п. 6 ст. 113 ГК).

В отношении ЧУП законодательством такие случаи не предусмотрены. Соответственно необходимо предусмотреть подобный порядок и случаи в уставе ЧУП.

 

Если в уставе ЧУП это не прописано, рекомендуем собственнику издать решение о внесении изменении в устав и дополнить его пунктом следующего содержания:

 

«Собственник вправе осуществить правомерное изъятие имущества у унитарного предприятия на основании решения собственника в любой момент.

Для изъятия у унитарного предприятия имущества собственнику необходимо издать письменное решение (распоряжение) за подписью собственника или уполномоченного им лица».

Документ:

Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о госрегистрации).

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

 

 

Регистрировать такие изменения в регистрирующем органе (исполкоме) не нужно, так как в Положении о госрегистрации предусмотрен закрытый перечень случаев, когда изменения, внесенные в устав, необходимо регистрировать. Рассматриваемая ситуация к ним не относится. В данном случае вносимые в устав дополнения не связаны с правами и обязанностями третьих лиц (часть первая п. 3 ст. 48 ГК), поэтому не имеет значения, обрели данные изменения юридическую силу для третьих лиц или нет.

Рекомендация

При последующей регистрации иных изменений и (или) дополнений, внесенных в устав, заодно внесите и те изменения, которые касались возможности изъятия имущества собственником имущества ЧУП.

 

Затем собственник принимает решение об изъятии транспортного средства и уполномачивает на подписание акта приемки-передачи транспортного средства от имени предприятия другое лицо (например, кого-то из работников ЧУП или, если их нет, любое лицо), чтобы избежать подписания акта одним и тем же лицом с двух сторон (что недопустимо).

Далее необходимо оформить акт приемки-передачи транспортного средства.

Каждая хозяйственная операция должна быть оформлена первичным учетным документом (п. 1 ст. 10 Закона о бухучете). В случае изъятия имущества физическим лицом организация вправе оформить первичный учетный документ произвольной формы, соответствующий требованиям ст. 10 Закона о бухучете. Вместе с тем можно использовать форму акта приемки-передачи основных средств, утвержденную постановлением № 23.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон о бухучете).

Документ:

постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2011 № 23 «Об установлении форм акта о приеме-передаче основных средств, акта о приеме-передаче нематериальных активов и утверждении Инструкции о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов» (далее – постановление № 23).

 

Важно!

Выписывать накладную по факту передачи транспортного средства ЧУП физическому лицу не нужно (абзац третий части восьмой п. 1 Инструкции № 58).

 

Таким образом, на первом этапе необходимо осуществить следующее:

1. Внести в устав дополнения, касающиеся порядка и случаев, когда собственник имущества может изъять имущество (если такая информация в уставе не содержится).

2. Принять решение об изъятии имущества.

3. Оформить акт приема-передачи транспортного средства.

Документ:

Положение о военно-транспортной обязанности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 14.08.2001 № 434 (далее – Положение № 434).

Документ:

Инструкция о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 (далее – Инструкция № 58).

 

ЭТАП 2. Снятие с учета военкомата, переоформление в ГАИ

Юридические лица несут военно-транспортную обязанность (п. 3 Положения № 434). Граждане в мирное время военно-транспортной обязанности не несут (поэтому ставить на учет автомобиль в военкомат собственнику – физическому лицу не понадобится).

В связи с этим необходимо только снять автомобиль с учета в соответствующем военном комиссариате по месту нахождения ЧУП (если это г. Минск, то в соответствующем районном военкомате).

Указанные выше действия необходимо осуществить до процедуры переоформления в ГАИ (в противном случае заявление сотрудники ГАИ не примут). Снятие с учета осуществляется путем проставления сотрудником военного комиссариата штампа на заявлении о снятии с учета и заявлении о регистрации транспортного средства соответственно.

Документ:

перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156 (далее – перечень № 156).

Документ:

Положение о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия их с учета и внесения изменений в документы, связанные с государственной регистрацией транспортных средств, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 № 1849 (далее – Положение № 1849).

 

Процедура переоформления транспортного средства в ГАИ состоит из 2 шагов:

 

1. Снятие транспортного средства с учета в ГАИ.

Для осуществления данной процедуры необходимы следующие документы и объекты (п. 5.12 гл. 5 перечня № 156):

1) заявление по установленной форме (приложение 2 к Положению № 1849) с отметками сотрудника ГАИ после сверки номеров;

2) документ, удостоверяющий личность представителя юридического лица;

3) свидетельство о регистрации транспортного средства (техпаспорт);

4) регистрационные знаки транспортного средства;

5) копия решения собственника имущества ЧУП об изъятии имущества и акт приема-передачи;

6) документ, подтверждающий внесение платы.

 

Здесь представлен перечень общих документов, которые понадобятся для каждой процедуры. Со всеми документами, необходимыми для осуществления процедуры в отдельных случаях, можно ознакомиться в перечне № 156.

 

Пошлины при снятии транспортного средства с учета:

1) государственная регистрация автомобилей, временно допущенных к участию в дорожном движении (в случае их дальнейшей эксплуатации), т.е получение транзитных номеров – 1 базовая величина;

2) компьютерные услуги – 0,04 базовой величины.

Важно!

Если юридический адрес ЧУП и место регистрации (прописки) собственника находятся в разных регионах (например, ЧУП – в Минском районе, а собственник – в г. Минске), то необходимо будет получать транзитные номера (1 базовая величина), которые нужно будет представить при постановке на учет в ГАИ. Можно также зарегистрировать автомобиль на бывшие в употреблении номера (без приобретения транзитных номеров).

 

2. Регистрация транспортного средства (постановка на учет в ГАИ).

 

Для осуществления данной процедуры необходимы следующие документы и объекты (п. 15.11 гл. 15 перечня № 200):

1) заявление по установленной форме с отметкой сотрудника ГАИ о сверке номеров;

2) документ, удостоверяющий личность;

3) свидетельство о регистрации транспортного средства с отметкой о снятии с учета;

4) транзитные номерные знаки транспортного средства (см. сказанное на с. 27);

5) копия решения собственника имущества ЧУП об изъятии имущества и акт приема-передачи;

6) документ, подтверждающий внесение платы;

7) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства.

Документ:

перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 (далее – перечень № 200).

 

Если страховка действующая, но оформлена на ЧУП, то необходимо будет оформить новую страховку непосредственно на собственника ЧУП (страховка в данном случае оформляется по VIN-номеру кузова транспортного средства). Применительно к прохождению техосмотра при смене собственника напоминаем, что в случае если срок действия разрешения на допуск к участию в дорожном движении не истек, его можно перенести без необходимости проходить его заново (с учетом изменений законодательства с 01.01.2018).

Выше представлен перечень общих документов, которые понадобятся для каждой процедуры. Со всеми документами, необходимыми для осуществления процедуры в отдельных случаях, можно ознакомиться в перечне № 200.

 

Пошлины при регистрации транспортного средства будут взиматься:

1) за государственную регистрацию автомобиля – 2 базовые величины;

2) выдачу свидетельства о регистрации (технического паспорта) транспортного средства – 1 базовая величина;

3) выдачу документа (сертификата) о прохождении государственного технического осмотра (приложения к свидетельству о регистрации транспортного средства) – 0,05 базовой величины;

4) компьютерные услуги – 0,04 базовой величины.

 

Примечания авторов

Напомним, что имущество унитарного предприятия, каковым является ЧУП, находится в собственности его учредителя, а за самим унитарным предприятием его имущество закреплено на праве хозяйственного ведения (абзац шестой п. 2 ст. 113 ГК).

Однако в свидетельстве о регистрации транспортного средства (техпаспорт) в графе «Уласнiк» («Собственник») указывается унитарное предприятие, хотя собственником согласно указанной норме является физическое лицо – собственник этого предприятия.

Полагаем, что тот путь, по которому идет практика в ГАИ относительно данного вопроса в настоящее время, не в полной мере соответствует законодательству. На данный момент при изъятии транспортного средства из имущества унитарного предприятия в ГАИ необходимо произвести 2 регистрационных действия – снятие автомобиля с учета от юридического лица и регистрацию его на собственника – физическое лицо.

Полагаем, возможным решением было бы осуществление не двух административных процедур, а одной – внесения изменений в документы, связанные с государственной регистрацией транспортных средств, которое будет осуществляться по заявлению физического или юридического лица соответственно.

Также авторы полагают, что более верным было бы указание в графе «Асобыя адзнакi» свидетельства о регистрации транспортного средства (техпаспорт) информации о том, что транспортное средство находится в хозяйственном ведении конкретного унитарного предприятия, графу же «Уласнiк» изменять не нужно.

Документ:

постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 № 8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1» (далее – постановление № 8).

 

Уменьшение уставного фонда

Если после изъятия транспортного средства (как и в других случаях) по окончании финансового года стоимость чистых активов ЧУП окажется менее уставного фонда, необходимо будет уменьшить уставный фонд до размера, не превышающего стоимости чистых активов (п. 3 ст. 47-1 ГК).

 

Для внесения изменений в устав понадобится следующий пакет документов (п. 16, часть пятая п. 19 Положения о госрегистрации):

1) 2 печатных экземпляра приложения к уставу либо новой редакции устава (после проставления штампа о государственной регистрации один экземпляр регистрирующий орган оставляет себе, второй – выдает заявителю);

2) электронная копия на самостоятельном носителе (исходя из практики, флешка – для Мингорисполкома, диск – для Минрайисполкома);

3) заявление о государственной регистрации изменений (форма утверждена приложением 2 к постановлению № 8, а также может быть найдена на сайте соответствующего регистрирующего органа);

4) оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (2 базовые величины);

5) документ, удостоверяющий личность;

6) документы (оригинал и копия), подтверждающие полномочия действовать от имени юридического лица:

– доверенность (в случае регистрации изменений доверенным лицом);

– приказ о назначении руководителем, контракт с руководителем и иные документы, подтверждающие полномочия.

Так, при уменьшении уставного фонда ЧУП требуется уведомлять:

– кредиторов – в письменной форме (часть вторая п. 7 ст. 113 ГК). Каким именно образом это должно быть сделано, законодательство не регламентирует. Обращаем внимание, что требования, установленные для хозяйственных обществ (30-дневный срок, публикация в журнале «Юстиция Беларуси»), для ЧУП не действуют, поэтому достаточно будет направить уведомление заказной корреспонденцией;

– ФСЗН – в течение 5 рабочих дней с момента принятия решения ЧУП об изменении размера своего уставного фонда (абзац 10 п. 26 Положения об уплате взносов).

Документ:

Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 (далее – Положение об уплате взносов).

 

Документ:

Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

 

Обратите внимание!

Неуведомление ФСЗН может повлечь предупреждение или штраф в размере до 20 базовых величин (ст. 23.16 КоАП).

Важно!

Обязанность по уведомлению Белгосстраха, налоговых органов (ИМНС) законодательством не установлена. Плательщик обязан сообщать в налоговый орган об иных сведениях, обязанность по уведомлению о которых предусмотрена законодательными актами (подп. 1.9 п. 1 ст. 22 НК). Однако в действующем законодательстве нет императивной нормы, обязывающей уведомлять ИМНС об изменении размера уставного фонда ЧУП.

 

Антон Карпекин, старший юрист
ООО «Юридическое агентство «КлеверКонсалт»

Антон Бигель, помощник юриста
ООО «Юридическое агентство «КлеверКонсалт»

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!