Вы столкнулись с банкротством: как действовать?
Образец заявления управляющему в процедуре банкротства о включении требований кредитора в реестр требований кредиторов см. в рубрике «Правильный документ» на с. 33 журнала.
У нас в гостях Надежда Газдюк, заместитель директора ОДО «Центр юридических услуг», старший преподаватель кафедры международного частного и европейского права факультета международных отношений БГУ.
Что обсудили:
1. С целью своевременной защиты своих прав и уменьшения риска образования убытков субъектам хозяйствования целесообразно организовать постоянную работу по оценке благонадежности своих потенциальных партнеров и мониторингу платежеспособности уже имеющихся контрагентов. Чем активнее позиция кредитора в процедуре банкротства, тем выше вероятность удовлетворения его требований.
2. Если управляющий в банкротстве действует неправомерно, заинтересованное лицо может воспользоваться механизмами защиты, закрепленными Законом № 415-З.
3. Вступление в силу подп. 5.6 п. 5 Декрета № 7 привело к либерализации подходов экономических судов к разрешению дел по искам о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, виновных в банкротстве организации. Однако наличие или отсутствие обвинительного приговора по уголовному делу не обязательно влияет на результат рассмотрения указанной категории дел.
-Надежда Юрьевна, традиционно банкротство клиента или партнера воспринимается как ЧП. Как юристу, отвечающему за договорную работу, узнать об экономической несостоятельности контрагента?
– Ответ один: проверять по соответствующим базам. Да, из-за большого объема текущей работы мы не всегда можем «мониторить» базы должников, но делать это необходимо. В организациях, где есть юридические или договорные отделы, целесообразно организовать постоянную работу по оценке благонадежности своих потенциальных партнеров и мониторингу платежеспособности уже имеющихся контрагентов.
Конечно, нет необходимости проверять такие электронные ресурсы ежедневно. Полагаем, что достаточно делать это раз в месяц, поскольку законодательство устанавливает довольно длительные сроки для реализации и защиты принадлежавших кредитору прав. Так, например, срок заявления требований кредиторами ликвидируемого юридического лица не может быть менее 2 месяцев с даты размещения сведений (часть вторая п. 1 ст. 59 ГК). Срок для предъявления требований в процедуре конкурсного производства также составляет 2 месяца со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства (часть первая ст. 89 Закона № 415-З).
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 415-З).
На сегодняшний день у кредиторов имеется достаточно возможностей для оперативного получения объективной информации о других субъектах хозяйствования, в т.ч. и на бесплатной основе. Существует целый ряд ресурсов, которые помогают судить об экономическом состоянии контрагента.
Основным источником информации о банкротах является Единый государственный реестр сведений о банкротстве, в котором в обязательном порядке размещается информация о возбуждении производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), о введении защитного периода и открытии конкурсного производства, о сроке предъявления требований кредиторов и почтовом адресе для корреспонденции, о назначении, отстранении или освобождении управляющего и др.
– Если субъект хозяйствования внезапно обнаружит, что контрагент находится в процедуре банкротства, что ему нужно сделать и в какие сроки?
– Действия кредитора в такой ситуации зависят от стадии рассмотрения дела об экономической несостоятельности (банкротстве).
Если вы узнали об открытии в отношении вашего контрагента конкурсного производства, то следует как можно быстрее предъявить к должнику требование кредитора (ст. 89 Закона № 415-З). Обратите внимание на следующее.
Во-первых, даже если вы как кредитор ранее предъявляли свои требования в ликвидационную комиссию (ликвидатору) при добровольной ликвидации должника, это все равно не освобождает от необходимости подачи требования кредитора по правилам ст. 89 Закона № 415-З.
Документ:
постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25.06.2015 № 7 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – постановление Пленума ВС № 7).
Во-вторых, 2-месячный срок для подачи требования с позиции судов считается процессуальным и может быть восстановлен судом по ходатайству кредитора (п. 22 постановления Пленума ВС № 7). Если же данный срок восстановлен не будет, то требование кредитора будет удовлетворяться за счет средств должника, оставшихся после удовлетворения требований, предъявленных своевременно (часть пятая ст. 147 Закона № 415-З).
В-третьих, требование кредитора должно быть направлено не только управляющему (по почтовому адресу должника или иному почтовому адресу, указанному в тексте объявления об открытии конкурсного производства), но и в экономический суд, осуществляющий производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве).
Практика показывает: чем активнее позиция кредитора в процедуре банкротства, тем выше вероятность удовлетворения его требований. В частности, кредитору не следует игнорировать проводимые собрания кредиторов должника. Надо активно, но конструктивно взаимодействовать с управляющим. В случае образования комитета кредиторов целесообразно вхождение в него представителя конкурсного кредитора, с которым управляющий обязан согласовывать многие важные для процедуры банкротства решения.
Образец заявления управляющему в процедуре банкротства о включении требований кредитора в реестр требований кредиторов см. в рубрике «Правильный документ» на с. 33 журнала.
– Как бороться с управляющим, если его цель – отказать как можно большему числу кредиторов?
– Если, по мнению кредитора, управляющий неправомерно отказывает в принятии его требований, то для таких случаев предусмотрен механизм защиты, закрепленный ст. 92–96 Закона № 415-З. Для этого не позднее 7 дней со дня получения уведомления управляющего о результатах рассмотрения требования кредитор должен в письменном виде направить управляющему и в экономический суд свои возражения (так называемое заявление о требовании) с приложением документов, подтверждающих это требование.
Такое заявление рассматривается либо самим судом, либо по предложению управляющего передается на рассмотрение собранию кредиторов, о чем суд выносит определение, на основании которого управляющий назначает время и место проведения такого собрания. Экономические суды, как правило, предпочитают сначала использовать второй вариант.
Если на собрании кредиторов требование не было признано, то кредитор вправе в течение 7 дней со дня его проведения повторно направить заявление в экономический суд, который в данном случае уже обязан будет рассмотреть заявление по существу и вынести по результатам этого рассмотрения определение, которое также может быть обжаловано в вышестоящую судебную инстанцию.
– Повлияла ли норма Декрета № 7 о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, виновных в банкротстве, на судебную практику?
– С одной стороны, вступление в силу подп. 5.6 п. 5 Декрета № 7, безусловно, привело к либерализации подходов экономических судов к разрешению данной категории дел и, как следствие, уменьшению количества случаев удовлетворения исковых требований. Так, в качестве обязательного условия привлечения лица к субсидиарной ответственности называется наличие его вины в форме умысла, что исключает возможность привлечения лица к субсидиарной ответственности за совершение действий по неосторожности.
С другой стороны, не все в толковании и применении данной нормы является единообразным. В частности, дискуссионной остается возможность привлечения лица к субсидиарной ответственности, если им было допущено бездействие (волевое пассивное поведение), например не приняты меры по взысканию дебиторской задолженности или по досудебному оздоровлению организации.
Документ:
Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7).
Также в первое время после принятия Декрета № 7 дискуссионным являлся вопрос о возможности привлечения к субсидиарной ответственности на основании части третьей ст. 11 Закона № 415-З (несвоевременная подача обязанными лицами в экономический суд заявления об экономической несостоятельности (банкротстве) должника). На сегодняшний день судебная практика исходит из того, что подп. 5.6 п. 5 Декрета № 7 устанавливает единственное основание для привлечения к субсидиарной ответственности – совершение указанными в данной норме лицами виновных (умышленных) действий, вызвавших экономическую несостоятельность (банкротство) юридического лица. В связи с этим норма части третьей ст. 11 Закона № 415-З не может являться самостоятельным основанием для привлечения к субсидиарной ответственности.
– Является ли обязательным условием удовлетворения таких исков наличие обвинительного приговора суда?
– Наличие или отсутствие обвинительного приговора по уголовному делу не обязательно влияет на результат рассмотрения дела по иску о привлечении к субсидиарной ответственности. Если вступивший в силу обвинительный приговор подтверждает вину лица в совершении преступления, предусмотренного ст. 240 УК, то с вероятностью почти 100 % экономический суд исковые требования удовлетворит. Если же обвинительным приговором установлена вина в совершении иного преступления (например, предусмотренного ст. 243 УК), то истцу необходимо будет доказать наличие причинно-следственной связи между умышленными действиями ответчика, подтвержденными обвинительным приговором, и наступлением экономической несостоятельности (банкротства) организации. Если же обвинительного приговора вообще нет, то предметом доказывания по делу по иску о привлечении к субсидиарной ответственности будет также сам факт совершения ответчиком действий и наличие его вины (умысла).
Обратите внимание на то, что наличие постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку условия привлечения к гражданской и уголовной ответственности различаются.
Документ:
Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК).
Основные источники информации о банкротах:
• Перечень организаций и ИП, имеющих задолженность перед бюджетом
• Список плательщиков страховых взносов, имеющих наибольшие суммы просроченной задолженности
• Реестр задолженностей по исполнительным документам
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
147
-
144
-
124
-
123
-
117
-
116