6 июнь 2016
Статья 5 из 21 ( Материал id: 532 Журнал id: 106307 )
Страница № 14

Влияние деноминации на деятельность субъектов хозяйствования

4 ноября 2015 г. Президентом Республики Беларусь был принят Указ № 450, который затронул многие аспекты деятельности субъектов хозяйствования. Возник целый ряд вопросов, связанных с изменением сумм в связи с деноминацией: нужно ли вносить изменения в уставные документы или в трудовые договоры? как использовать кассовые аппараты? В статье мы даем ответы на эти и другие вопросы*.

 

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 04.11.2015 № 450 «О проведении деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь» (далее – Указ № 450).

 

Внесение изменений в учредительные документы

 

В связи с изменением номинала белорусского рубля деноминация неизбежно повлечет корректировку размера уставного фонда организаций и вкладов участников.

Законодательство указывает исчерпывающий перечень случаев, когда «обычные» субъекты хозяйствования обязаны внести в свои учредительные документы изменения или направить в регистрирующий орган уведомление (п. 22 Положения о регистрации). Изменение размера уставного фонда и вкладов участников в связи с деноминацией под указанные случаи не подпадает, в связи с чем решение вопроса о внесении или невнесении в учредительные документы изменений остается на усмотрение субъектов хозяйствования.

 

Документ:

Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о регистрации).

 

Рекомендация

В случае принятия субъектами хозяйствования решения не вносить изменения в учредительные документы в любом случае рекомендуем:

– принять уполномоченным органом (в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица) решение о корректировке размера уставного фонда и вкладов в связи с проводимой деноминацией;

– с 1 июля 2016 г. руководствоваться размером уставного фонда и размерами вкладов участников согласно показателям бухгалтерского учета, скорректированным в соответствии с постановлением № 27.

 

Справочно:

особенности корректировки номинальной стоимости акций и размеров уставных фондов акционерных обществ отражены в разъяснении Министерства финансов Республики Беларусь от 28.03.2016 «О некоторых вопросах деноминации акций».

 

Документ:

постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2016 № 27 «О некоторых вопросах бухгалтерского учета в связи с деноминацией официальной денежной единицы Республики Беларусь» (далее – постановление № 27).

 

Деноминация и договорные отношения

 

Проведение деноминации повлечет необходимость корректировки сумм договорных денежных обязательств, исполнение которых предусмотрено после 1 июля 2016 г. При округлении также может фактически измениться размер обязательства.

 

Рекомендация

С целью избежания недоразумений полагаем целесообразным заключить к гражданско-правовым договорам, исполнение по которым будет продолжаться и после 1 июля 2016 г., дополнительные соглашения, предусматривающие уменьшение договорной цены в 10 000 раз.

В случае отказа контрагента от подписания дополнительного соглашения у субъекта хозяйствования есть право требовать внесения соответствующих изменений в договор в судебном порядке (ст. 392, 420, 422 ГК).

 

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

 

Деноминация и трудовые отношения

 

Проведение деноминации влечет необходимость скорректировать размеры заработной платы работников организации. Порядок расчета заработной платы с 1 июля 2016 г. разъяснен в письме Минтруда и соцзащиты № 1-2-12/525.

 

Документ:

письмо Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.03.2016 № 1-2-12/525 «Разъяснение по порядку расчета заработной платы работников, денежного довольствия военнослужащих, сотрудников, имеющих специальные звания, суворовцев, воспитанников воинских частей, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, установленных законодательством, в связи с проведением деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь» (далее – письмо Минтруда и соцзащиты № 1-2-12/525).

 

С 1 июля 2016 г. выплаты, установленные нормативными правовыми актами, в т.ч. локальными, в абсолютных (цифровых) размерах (далее – базовые выплаты), подлежат уменьшению в 10 000 раз (п. 1 письма Минтруда и соцзащиты № 1-2-12/525). Округление уменьшенных размеров базовых выплат осуществляется с учетом 2 знаков после запятой до наименьшего номинала денежного знака (с 1 июля 2016 г. – 1 копейка) образца 2009 г., находящегося в обращении на территории Республики Беларусь, по следующим правилам:

– если первая из отбрасываемых цифр (третья цифра после запятой) больше или равна 5, то последняя из сохраняемых цифр (вторая цифра после запятой) увеличивается на единицу;

– если первая из отбрасываемых цифр (третья цифра после запятой) меньше 5, то увеличение не производится (отбрасываются цифры после запятой, начиная с третьей).

Каждый рассчитанный элемент (повышения, надбавки, доплаты, премии и др.) заработной платы, пенсии, добавочный вид денежного довольствия, единовременная выплата подлежат округлению в таком же порядке.

При пересчете сдельных расценок количество знаков после запятой определяется нанимателем самостоятельно. Размер начисленной заработной платы на основе сдельных расценок пересчитывается до двух знаков после запятой в указанном выше порядке.

В письме Минтруда и соцзащиты № 1-2-12/525 также разъяснен порядок расчета среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, исчисления (перерасчета) размеров пособий семьям, воспитывающим детей, пособий по временной нетрудоспособности и пособий на погребение.

 

Рекомендация

В связи с корректировкой размеров заработной платы рекомендуем нанимателям:

– утвердить с 1 июля 2016 г. новое штатное расписание, которое является обязательным локальным нормативным правовым актом любой организации, определяющим трудовой распорядок работников (ст. 194 ТК);

– при необходимости внести изменение в иные локальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы оплаты труда, в частности, в коллективный договор, положение об оплате труда и положение о премировании;

– внести изменения в трудовые договоры (контракты) с работниками путем подписания дополнительного соглашения. Данная обязанность вытекает из ст. 19 ТК, согласно которой, во-первых, обязательными условиями любого трудового договора (контракта) являются условия оплаты труда (в т.ч. размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); во-вторых, в случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде. Согласно разъяснениям Минтруда и соцзащиты внесение изменений в трудовые договоры (контракты) с работниками, предполагающих техническую корректировку указанных в них сумм в денежных знаках образца 2000 года с учетом проведенной деноминации, возможно проводить в плановом порядке.

 

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК)

 

Документ:

Разъяснение Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по порядку внесения изменений в трудовые договоры (контракты) с работниками в связи с проведением деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь (размещен на официальном интернет-сайте Минтруда и соцзащиты 31.05.2016).

 

 

Использование кассового оборудования

 

Существенные трудности деноминация повлечет для субъектов хозяйствования, работающих с наличными денежными средствами, поскольку с 1 июля 2016 г. они должны будут принимать меры по переводу кассового оборудования на работу в новом масштабе цен. Некоторые рекомендации по данному вопросу содержатся в письме № 8-2-8/2626 и письме № 07-18/673к.

 

 

Документ:

письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 14.04.2016 № 8-2-8/2626 «Об использовании кассового оборудования» (далее – письмо № 8-2-8/2626);

 

Документ:

письмо Министерства торговли Республики Беларусь от 23.05.2016 № 07-18/673к «О порядке осуществления розничной торговли, общественного питания и оказания бытовых услуг в период проведения деноминации» (далее – письмо № 07-18/673к).

 

В письме № 8-2-8/2626, в частности, рекомендовано субъектам хозяйствования, осуществляющим розничную торговлю и оказание услуг населению, в первую очередь провести эту работу в отношении кассового оборудования, которое функционирует в едином цикле с платежными терминалами, обслуживающими расчеты посредством банковских платежных карточек.

В случае если в период после 1 июля и до 31 декабря 2016 г. в объектах торговли и сферы услуг будет применяться кассовое оборудование, не переведенное на работу в новом масштабе цен, по такому кассовому оборудованию должны проводиться расчеты в неденоминированных денежных единицах до момента его перевода на работу в новом масштабе цен. По кассовому оборудованию, переведенному на работу в новом масштабе цен, должны проводиться расчеты только в деноминированных официальных денежных единицах Республики Беларусь.

Следует иметь в виду, что в настоящее время в республике используются модели кассового оборудования, которые производителям потребуется доработать для обеспечения возможности их функционирования в деноминированных денежных единицах Республики Беларусь в соответствии с Указом № 450 путем доработки (замены) версии программного обеспечения. При этом после доработки этих моделей кассового оборудования их производителям потребуется пройти процедуру включения в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь.

 

Справочно:

информация о технической возможности использования кассового оборудования с деноминированными денежными знаками Республики Беларусь образца 2009 г. приведена на сайте Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (http://www.gosstandart.gov.by).

 

Следует отметить, что проведение деноминации обусловило необходимость корректировки положений постановления № 924/16.

Так, согласно постановлению № 319/12, в частности:

– предусмотрен перенос срока замены кассовых суммирующих аппаратов (за исключением кассовых суммирующих аппаратов, совмещенных с таксометрами) и билетопечатающих машин, зарегистрированных в налоговом органе, по истечении 6 лет с даты их первой регистрации и запрета, связанного с данным сроком, с 1 марта 2017 г. на 1 октября 2017 г.;

– продлены сроки поэтапного перехода на обязательное использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг кассового оборудования с установленным средством контроля налоговых органов (СКНО).

 

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и о приеме наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр и выпуске в обращение кассового оборудования» (далее – постановление № 924/16).

 

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 20.04.2016 № 319/12 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление № 319/12).

 

Влияние деноминации на деятельность субъектов хозяйствования, осуществляющих розничную торговлю и оказание услуг населению

 

Следует отметить, что в течение переходного периода с 1 июля по 31 декабря 2016 г. на изготовителей, продавцов, поставщиков, исполнителей и их представителей при предоставлении потребителям информации о предлагаемых товарах (работах, услугах) возлагается обязанность указывать цены (тарифы) в денежных знаках образца 2000 г. и денежных знаках образца 2009 г. (подп. 2.4 п. 2 Указа № 450).

Министерством торговли Республики Беларусь для таких субъектов хозяйствования были даны следующие разъяснения:

– «О порядке оформления ценников, меню, иной информации о цене товаров, продукции общественного питания, тарифов в период параллельного обращения денежных знаков образца 2000 года и денежных знаков образца 2009 года» (приложение к письму Министерства торговли Республики Беларусь от 25.03.2016 № 07-18/387к);

– «Об округлении цен (тарифов)» от 25.03.2016 № 03-16/257к;

- Разъяснение о порядке осуществления розничной торговли, общественного питания и оказания бытовых услуг в период проведения деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь (приложение к письму Министерства торговли Республики Беларусь от 23.05.2016 N 07-18/673к.

 

Справочно:

на сайтах государственных органов размещены специальные разделы, посвященные различным вопросам деноминации: Министерства торговли Республики Беларусь ((http://www.mintorg.gov.by); Национального банка Республики Беларусь (http://www.nbrb.by); Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь ((http://www.gosstandart.gov.by).

 

Надежда Газдюк, заместитель директора

ОДО «Центр юридических услуг»

 

* В статье не рассматриваются вопросы, связанные с влиянием деноминации на деятельность специфических субъектов хозяйствования (банки, небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации и т.п.), поскольку вопросы их деятельности в связи с особой спецификой регулируются специальным законодательством.

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!