Услуги красоты: лицензировать спа-услуги или нет?
Декрет № 7 по ряду видов экономической деятельности ввел уведомительный порядок начала их осуществления. Одним из видов такой деятельности является предоставление бытовых услуг (п. 2 Перечня, утвержденного Декретом № 7). Довольно часто возникают споры относительно некоторых видов услуг, направленных на улучшение внешности, но способных причинить вред здоровью (например, услуги массажа, солярия, спа-салона и т.п.): относятся ли они к медицинским и в каком порядке их осуществлять? В статье разъясняется, как их квалифицировать, на примере спа-услуг.
Документ:
Перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган, утвержденный Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Перечень, утвержденный Декретом № 7).
Спа-услуги относятся к бытовым услугам
В ОКРБ 007-2012 спа-услуги как вид экономической деятельности были введены в 2015 г. постановлением № 48.
Справочно:
к категории спа-услуг относятся такие виды деятельности как спа-услуги по обеспечению физического комфорта (96.04.10.400), спа-услуги водные (96.04.10.410), спа-услуги бальнеологические (96.04.10.420), талассо спа-услуги (96.04.10.430), спа-услуги термические (96.04.10.440), спа-услуги мануальные (96.04.10.450), спа-услуги релаксирующие (96.04.10.460), спа-услуги прочие (96.04.10.490).
Документ:
Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 007-2012, утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83 (далее – ОКРБ 007-2012).
Документ:
постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 08.10.2015 № 48 «О внесении изменений в общегосударственные классификаторы Республики Беларусь» (далее – постановление № 48).
Согласно СТБ 2412-2015 спа-услугой считается услуга общеоздоровительного, косметического, релаксирующего или комплексного воздействия, оказываемая в условиях высокой комфортности и относящаяся к одной или нескольким спа-технологиям (подп. 3.1.3 п. 3 СТБ 2412-2015).
Документ:
государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 2412-2015 «Услуги бытовые. Спа-услуги. Термины и определения», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 25.05.2015 № 29 (далее – СТБ 2412-2015).
Постановлением № 391 спа-услуги были включены в Перечень видов бытовых услуг с кодом 96.04.10.400 по ОКРБ 007-2012.
Бытовой услугой являются действия субъекта, оказывающего бытовые услуги (выполняющего отдельные виды работ) по индивидуальным заказам потребителей по удовлетворению их личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, классифицируемые в соответствии с перечнем видов бытовых услуг, подлежащих включению в Реестр бытовых услуг Республики Беларусь (п. 2 Положения о Реестре бытовых услуг).
Деятельность в сфере бытового обслуживания населения вправе осуществлять только юридические лица и индивидуальные предприниматели, включенные Министерством антимонопольного регулирования и торговли в реестр бытовых услуг Республики Беларусь (подп. 2.1 п. 2 Указа № 371).
Таким образом, на основании указанных выше нормативных правовых актов Республики Беларусь спа-услуги относятся к бытовым, а не к медицинским услугам. Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе с 18 мая 2016 г. оказывать спа-услуги после регистрации в Реестре бытовых услуг Республики Беларусь.
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.05.2016 № 391 «О внесении дополнений и изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь» (далее – постановление № 391).
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 24.07.2014 № 371 «О создании государственного информационного ресурса «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь» (далее – Указ № 371).
Документ:
Положение о государственном информационном ресурсе «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь», утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2014 № 1108 (далее – Положение о Реестре бытовых услуг).
Спа-услуги не относятся к медицинским услугам
Однако на практике возникают ситуации, когда, например, спа-массаж государственные органы необоснованно относят к медицинской деятельности и привлекают субъектов хозяйствования к административной ответственности по ст. 12.7 КоАП, указывая, что они занимаются незаконной предпринимательской деятельностью, так как у них отсутствует лицензия на оказание услуг, составляющих лицензируемую медицинскую деятельность.
Медицинская деятельность – это работы и услуги, осуществляемые при амбулаторном и (или) стационарном оказании медицинской помощи детскому и (или) взрослому населению (подп. 26.1 п. 26 приложения 1 к Положению № 450). Отметим, что к такой деятельности относится и массаж, поэтому в отношении его чаще всего и возникают проблемы (подп. 26.1.18 п. 26 приложения 1 к Положению № 450).
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Документ:
Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее – Положение № 450 и Указ № 450 соответственно).
В законодательстве закреплен перечень процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность. Из видов массажа к ним отнесены (подп. 1.3.8–1.3.10 п. 1 Перечня № 309):
– бесконтактный гидромассаж;
– механический аппаратный массаж на массажной кушетке, массажном кресле;
– роликово-вакуумный массаж.
Таким образом, на основании указанных выше норм, к лицензируемой медицинской деятельности следует относить массаж, осуществляемый при амбулаторном и (или) стационарном оказании медицинской помощи детскому и (или) взрослому населению (подп. 26.1.18 п. 26 приложения 1 к Положению № 450), а также бесконтактный гидромассаж, механический аппаратный массаж на массажной кушетке, массажном кресле и роликово-вакуумный массаж (подп. 1.3.8–1.3.10 п. 1 Перечня № 309). Как видим, ни спа-массаж, ни иные спа-услуги в указанных нормах не упоминаются.
Документ:
перечень процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющим лицензируемую медицинскую деятельность, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.03.2011 № 309 (далее – Перечень № 309).
Позиция Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Мнение Министерства здравоохранения по данному вопросу неоднозначно.
Министерство здравоохранения на вопрос о том, необходимо ли получение специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности в виде спа-массажа, ответило следующее: «Перечень работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность и подлежащих лицензированию, установлен п. 26 перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450. В соответствии подпунктом 26.1.18 данного Перечня, работы и услуги по массажу являются медицинской деятельностью и подлежат лицензированию в Минздраве. Полагаем необходимым сообщить, что для целей лицензирования под массажем, указанным в данном подпункте, понимается массаж, выполняемый руками (за исключением косметического массажа здоровой кожи лица, шеи и области декольте), независимо от его разновидности (расслабляющий, оздоровительный и т.д.)».
Однако считаем данное разъяснение неправильным. Из подп. 26.1 п. 26 приложения 1 к Положению № 450 четко следует, что действия, перечисленные в указанном пункте, осуществляются при амбулаторном и (или) стационарном оказании медицинской помощи детскому и (или) взрослому населению, и только в таком виде они подлежат лицензированию. В этом случае отнесение спа-массажа к лицензируемому медицинскому массажу является результатом расширительного толкования правовой нормы. Вместе с этим мы указали прямые нормы законодательства, которые относят спа-услуги к бытовым услугам.
При обращении в Министерство здравоохранения с вопросом о том, необходимо ли для оказания спа-услуг получать специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, последовал такой ответ: «Перечень работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность и подлежащих лицензированию, установлен п. 26 перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450, а также перечнем процедур (исследований, манипуляций), относящихся к работам и услугам, составляющих лицензируемую медицинскую деятельность, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.03.2011 № 309. Если планируемые к оказанию спа-услуги не включены в указанные перечни, то получение лицензии Минздрава на такой вид спа-услуг не требуется».
В данном случает такой ответ подтверждается исследованными выше нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Как разрешить правовую коллизию
Если рассмотреть данную ситуацию как коллизию правовых норм, то решение будет следующим.
Коллизия возникла между нормами двух указов: Указа № 450 (медицинская деятельность) и Указа № 371 (бытовые услуги), имеющими равную юридическую силу. В случае коллизии между нормативными правовыми актами, обладающими равной юридической силой, и если ни один из них не противоречит акту с более высокой юридической силой, действуют положения акта, принятого (изданного) позднее (часть вторая ст. 71 Закона № 361-З). Поскольку Указ № 371 был издан 24.07.2014, а Указ № 450 – 01.09.2010, нормы первого в вопросе регулирования оказания спа-услуг (и спа-массажа в частности) будут иметь преимущество.
В связи с этим считаем, что с законодательной точки зрения пробелов в регулировании спа-услуг на данный момент нет, а проблемы возникают именно из-за неправильного применения права. Все изменения, происходящие в законодательстве Республики Беларусь в сфере предпринимательства, направлены на упрощение осуществления предпринимательской деятельности, поэтому вновь принятые нормативные правовые акты или изменения в них необходимо трактовать в пользу субъектов хозяйствования, а не наоборот.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее – Закон № 361-З).
Справочно:
1 февраля 2019 г. вступит в силу новый Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах».
Как начать деятельность в уведомительном порядке
Поскольку мы установили, что спа-услуги относятся к бытовым услугам, рассмотрим некоторые особенности их осуществления.
Перечень, утвержденный Декретом № 7, включает предоставление бытовых услуг (подп. 2.1 п. 2 Перечня, утвержденного Декретом № 7). Следовательно, спа-услуги как вид бытовых услуг могут оказываться в уведомительном порядке.
Субъект хозяйствования, намеревающийся осуществлять вид экономической деятельности в уведомительном порядке, действует следующим образом (п. 3 Декрета № 7):
Шаг 1 Заполняет форму уведомления (см. Приложение) |
Шаг 2 Подает уведомления через службу «одно окно» или направляет его заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо с использованием единого портала электронных услуг |
Шаг 3 Начинает осуществлять заявленный вид деятельности со дня, следующего за днем направления уведомления |
Документ:
приложение к Положению о порядке направления и учета уведомлений о начале осуществления видов экономической деятельности, утвержденное постановлением Советом Министров Республики Беларусь от 22.02.2018 № 143 (далее – Приложение).
В уведомлении указывается информация о соответствии субъекта хозяйствования, его работников, осуществляемой им деятельности и предназначенных для использования в процессе ее осуществления земельных участков, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, оборудования, транспортных средств и иных объектов требованиям, предусмотренным законодательством.
Эвелина Дубовик, старший преподаватель
кафедры финансового права и правового регулирования
хозяйственной деятельности БГУ,
управляющий партнер ООО «Юридическая компания Соломон»
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
105
-
101
-
97
-
97
-
96
-
96