5 май 2016

Содержание

Статья 23 из 23 ( Материал id: 525 Журнал id: 106275 )
Страница № 61

Уголовно-правовые риски руководителя организации в оффшорных правоотношениях

Ведение бизнеса с привлечением структур в оффшорных зонах считается деятельностью весьма неоднозначной. Зарегистрированным в оффшорных зонах компаниям гарантируют более высокую степень сохранности средств, а также частичное или полное освобождение от налогообложения.

Однако государства зачастую настроены против такой практики, поскольку это дает возможность физическим или юридическим лицам уходить от уплаты налогов, скрывать прибыль, переводить капитал в другие государства. В данной статье предлагаем вам рассмотреть риски, которые берут на себя руководители организаций, становясь участниками оффшорных правоотношений.

 

Организации и индивидуальные предприниматели – резиденты Республики Беларусь законно могут вступить в такие правоотношения на основании Указа № 353. Под оффшорными зонами понимаются зоны государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях.

 

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 № 353 «Об утверждении перечня оффшорных зон» (далее – Указ № 353).

 

Кого можно считать участниками оффшорных отношений?

 

В первую очередь, это оффшорная организация (компания). Она может быть создана белорусскими резидентами за рубежом в оффшорных зонах, а также нерезидентами, а резиденты будут иметь с ней определенные договорные отношения. Соответственно последние также являются участниками оффшорных отношений. Кроме того, можно выделить бенефициара (выгодополучателя), директора, участников (акционеров) оффшорной компании, а также некоторых иных лиц, которые так или иначе вовлечены в сделки с оффшорными компаниями.

Однако привлекательные условия в оффшорных зонах и «налоговых гаванях» не предполагают абсолютной вседозволенности в финансовых операциях.

 

Чем осложнены оффшорные отношения для резидентов?

 

В Республике Беларусь финансовые операции с оффшорными компаниями облагаются специальным оффшорным сбором, который входит в перечень республиканских налогов (сборов), пошлин (ст. 8 НК). Уклонение от данного сбора влечет ответственность по ст. 243 УК.

Ставка оффшорного сбора установлена в размере 15 % (п. 5 ст. 232 НК). Плательщиками оффшорного сбора признаются белорусские организации и белорусские индивидуальные предприниматели (ст. 231 НК).

 

Документ:

Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) (далее – НК).

 

Документ:

Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее – УК).

 

На практике может возникнуть ситуация, когда деятельность оффшорной компании приводит к появлению постоянного представительства на территории Республики Беларусь. В таком случае организация-резидент должна побеспокоиться о постановке такого представительства на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности и уплачивать налоги с учетом ст. 140 и 141 НК. В противном случае деятельность постоянного представительства также будет рассматриваться как уклонение от уплаты налогов.

 

Справочно:

постоянным представительством признается постоянное место деятельности, через которое иностранная организация полностью или частично осуществляет предпринимательскую и иную деятельность на территории Республики Беларусь, связанную с выполнением предусмотренных договором работ или оказанием услуг по строительству, а также по установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования (иного имущества), компьютерных программ; с продажей товаров с расположенных на территории Республики Беларусь складов; с выполнением работ или оказанием услуг на территории Республики Беларусь, осуществлением иной не запрещенной законодательством деятельности (подп. 1.1 п. 1 ст. 139 НК). Указанная деятельность должна осуществляться в течение 90 дней непрерывно или в совокупности в любом 12-месячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде (п. 3 ст. 139 НК).

 

Какие операции облагаются оффшорным сбором?

 

Оффшорным сбором облагаются следующие операции (ст. 232 НК):

1) перечисление денежных средств резидентом Республики Беларусь нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне, иному лицу по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне;

2) исполнение обязательства в неденежной форме перед нерезидентом, зарегистрированным в оффшорной зоне (кроме случаев исполнения нерезидентом встречного обязательства путем перечисления на счет резидента денежных средств);

3) переход в соответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве, сторонами которого выступают резидент и нерезидент, зарегистрированные в оффшорной зоне.

Оффшорный сбор не уплачивается с операций, в частности:

– по возврату нерезидентам кредитов и займов, процентов за пользование ими, а также иных денежных средств, полученных на основании договора;

– по договорам морской перевозки грузов и по договорам транспортной экспедиции морским транспортом;

– в иных случаях, определенных НК.

 

Пример

Организация «А» – резидент Республики Беларусь взяла заем у организации «Б» – нерезидента Республики Беларусь. Через определенный промежуток времени «А» вернула заем от «Б» организации «В», зарегистрированной в оффшорной зоне, поскольку «Б» передала «В» права займодавца на основании договора уступки требования по договору займа. В данной ситуации организация «А» не должна уплачивать оффшорный сбор на основании подп. 1.3 п. 1 ст. 233 НК.

 

Какую ответственность может понести резидент?

 

Как уже отмечалось, резидент может понести ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов (ст. 243 УК). Уголовная ответственность налагается на физическое лицо, поэтому ответственности подлежит руководитель или иное должностное лицо организации-резидента.

Что является уклонением по ст. 243 УК? В первую очередь так квалифицируется неуплата оффшорного сбора в надлежащий срок. Уплата суммы ниже, чем будет выявлено в дальнейшем, расценивается как занижение налоговой базы. Непредставление налоговой декларации (расчета) также подпадает под данную статью. Обязательным элементом для квалификации по указанной статье УК является наличие ущерба в крупном размере.

 

Справочно:

крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов, сборов на сумму, в 1000 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления; особо крупным размером – в 2 500 и более раз превышающую размер базовой величины (ст. 243 УК).

 

Помимо этого ответственность может наступить в связи с легализацией («отмыванием») средств, полученных преступным путем с помощью сделок, проведенных с оффшорными компаниями (ст. 235 УК).

Данная статья распространяется на такие действия, когда оффшорными операциями прикрывают операции со средствами, полученными заведомо преступным путем. Например, это может быть приобретение недвижимости на средства, добытые от преступной деятельности, или открытие юридических лиц.

Ответственность по ст. 235 УК также возлагается на должностных лиц организации, включая руководителя. Помимо ответственности в виде штрафа или лишения свободы за такие действия может быть применено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, что в дальнейшем помешает такому руководителю занимать какие либо руководящие должности в соответствии с нормами Декрета № 5.

Совершению подобного преступления может способствовать режим строгой конфиденциальности в отношении финансовых операций в оффшорных зонах. В целом, существует множество различных схем легализации преступных доходов с помощью сделок с оффшорными компаниями. Следует помнить, что противодействие подобным махинациям осуществляют не только национальные власти, но и международные организации, в частности Интерпол и Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

 

Документ:

Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5).

 

Уголовная ответственность для руководителя организации-резидента может также наступить за невозвращение из-за границы валюты в особо крупном размере, подлежащей обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Республики Беларусь (ст. 225 УК). Ответственность может наступить в том случае, если на счет оффшорной компании были переведены денежные средства в валюте за ненастоящий товар (товар, который не был поставлен в действительности). Денежные средства в этой ситуации должны быть возвращены. Наказание за подобное уголовное правонарушение варьируется от штрафа до лишения свободы на срок до 3 лет.

 

Обратите внимание! Особо крупный размер невозвращенной валюты признается в том случае, если сумма невозвращенной валюты превышает в 2 000 раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

 

Таким образом, несмотря на то что оффшорные зоны находятся под пристальным надзором финансовых органов, а правоотношения с ними определенным образом регулируются государством, в силу специфики их режимов они все равно позволяют резидентам тех или иных государств избегать налогообложения собственных государств и получать большую прибыль, нередко незаконную.

Маргарита Полевая, юрист

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.