Учитывайте антикоррупционные требования при оформлении совместительства
Новый Закон о борьбе с коррупцией вступит в силу 24 января 2016 г. Для руководителей и работников всех организаций, и особенно государственных, это имеет большое значение, поскольку названный Закон несколько изменяет антикоррупционные обязанности, в частности обязанности по соблюдению ограничений в области cовместительства должностей. Рассмотрим, как действуют эти ограничения на примере совместительства должностей заведующего государственным учреждением дошкольного образования и воспитателя.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией).
Ограничения по совместительству
Учреждение дошкольного образования, равно как и любое другое учреждение образования, является учреждением в смысле ст. 120 ГК. Это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая собственником полностью или частично. Собственником, финансирующим учреждение образования, в подавляющем большинстве случаев является государство, поэтому мы рассматриваем отношения совместительства применительно к государственному дошкольному учреждению образования. Соответственно на заведующего государственным учреждением дошкольного образования распространяются особенности регулирования труда руководителей организаций, установленные гл. 18 ТК (в частности, ст. 255 и 348 ТК), а также Законом о борьбе с коррупцией.
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании).
Справочно:
статус государственного дошкольного учреждения образования определяется ст. 145 Кодекса об образовании и пп. 62–63 Положения об учреждении дошкольного образования, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 150.
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).
Из требований абз. 3 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией следует, что заведующий государственным учреждением дошкольного образования является государственным должностным лицом. Государственное должностное лицо не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы) (кроме педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами (часть вторая ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией). Таким образом, указанная норма Закона о борьбе с коррупцией, а также норма ст. 255 ТК разрешают заведующему государственным учреждением дошкольного образования заниматься на условиях совместительства педагогической деятельностью в части реализации содержания образовательных программ, т.е. педагогической деятельностью без управленческих функций. Это следует из смысла п. 1 ст. 50 Кодекса об образовании, определяющего педагогическую деятельность как:
– реализацию содержания образовательных программ;
– реализацию содержания программ воспитания;
– научно-методическое обеспечение образования;
– осуществление руководства образовательной деятельностью учреждения образования, его структурных подразделений.
Справочно:
педагогическую деятельность могут осуществлять только педагогические работники – физические лица на основании трудового или гражданско-правового договора с организациями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, и индивидуальные предприниматели, которым предоставлено такое право (абз. 2 п. 1 ст. 50 Кодекса об образовании).
Важно!
Как видим, в новом Законе о борьбе с коррупцией устранено существовавшее ранее небольшое противоречие, связанное с употреблением термина «преподавательская деятельность» (в ст. 17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» разрешалось осуществлять по совместительству «преподавательскую» деятельность, что вызывало необходимость дополнительного толкования данного термина).
Воспитатель дошкольного образования является специалистом, в должностные обязанности которого входят в т.ч. планирование, организация и проведение воспитательной, образовательной и оздоровительной работы, направленной на разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями при реализации образовательных программ дошкольного образования (см. выпуск 28 ЕКСД).
Таким образом, приходим к следующим выводам:
1) работа воспитателя относится к педагогической деятельности (в части реализации содержания образовательных программ);
2) ст. 255 и 348 ТК, ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией не запрещают заведующему государственным учреждением дошкольного образования выполнять работу на условиях совместительства (внешнего и внутреннего) в должности воспитателя.
Документ:
Единый квалификационный справочник должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 53 (далее – ЕКСД).
Доплата за работу по должности воспитателя
При положительном решении вопроса о приеме заведующего государственным учреждением дошкольного образования на работу на условиях совместительства возникает еще один вопрос: можно ли ему установить доплату в соответствии со ст. 67 ТК за работу в должности воспитателя?
Размеры доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (далее – совмещение должностей) наниматель устанавливает по соглашению с работником. Для бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, размер такой доплаты определяет Правительство Республики Беларусь или уполномоченный им орган (часть вторая ст. 67 ТК).
На основании п. 2.5 постановления Минтруда № 6 руководителям учреждений дошкольного образования вышестоящий орган управления вправе установить доплаты за совмещение должностей в размерах до тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника в зависимости от объема выполняемых работ.
Документ:
постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (далее – постановление Минтруда № 6).
Таким образом, установление доплаты заведующему государственным учреждением дошкольного образования за совмещение должности воспитателя в соответствии со ст. 67 ТК не противоречит требованиям части второй ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией.
Конфликт интересов при совместительстве
При решении вопроса о том, может ли заведующий государственным учреждением дошкольного образования выполнять на условиях внутреннего совместительства работы в должности воспитателя, следует дополнительно учитывать требования Закона о борьбе с коррупцией к порядку предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
Согласно ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов государственное должностное лицо обязано в письменной форме уведомить своего непосредственного руководителя, который в свою очередь должен сообщить об этом руководителю организации. Руководитель организации, которому стало известно о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, обязан незамедлительно принять меры по его предотвращению или урегулированию.
Прием заведующего детским дошкольным учреждением на работу на условиях внутреннего совместительства в должности воспитателя может вызвать возникновение конфликта интересов в деятельности не только самого заведующего учреждением, но и ряда других должностных лиц этого учреждения.
Справочно:
конфликт интересов – это ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе) (абз. 12 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией).
О возможности возникновения конфликта интересов могут свидетельствовать следующие обстоятельства:
– трудовой договор с заведующим на работу на условиях внутреннего совместительства в должности воспитателя фактически вправе подписать сам с собой заведующий учреждением либо лицо, им же самим на это уполномоченное;
– нельзя исключать, что заведующий учреждением либо уполномоченное им лицо не будут объективными и беспристрастными при определении условий такого трудового договора;
– в силу должностных обязанностей воспитатель находится в подчинении заведующего учреждением и своего непосредственного руководителя (например, старшего воспитателя), которые осуществляют контроль за выполнением воспитателем своих должностных обязанностей, решают вопрос о его поощрении, выявляют факты ненадлежащего выполнения им своих служебных обязанностей, обеспечивают привлечение его к дисциплинарной и иной ответственности;
– поскольку непосредственный руководитель воспитателя находится в служебной зависимости от заведующего учреждением, он не сможет быть объективным и беспристрастным при осуществлении контроля за выполнением заведующим учреждением своих служебных обязанностей в должности воспитателя (на объективной и беспристрастной основе инициировать поощрение воспитателя или привлечение его к ответственности и т.п.);
– в силу предоставленных полномочий заведующий учреждением, работающий воспитателем на условиях внутреннего совместительства, фактически будет самостоятельно решать вопрос о материальном поощрении или привлечении (непривлечении) к ответственности самого себя как воспитателя;
– если право привлекать к ответственности или поощрять воспитателя передано какому-либо другому работнику учреждения, этот работник в силу своей служебной зависимости от заведующего учреждением не будет объективным и беспристрастным при принятии соответствующих решений в отношении воспитателя, который по основной должности работает заведующим учреждением.
Таким образом, в целях предупреждения коррупции и соблюдения требований ст. 21 Закона о борьбе с коррупцией при трудоустройстве заведующего учреждением дошкольного образования на условиях внутреннего совместительства в должности воспитателя необходимо принять исчерпывающие меры для того, чтобы предотвратить возникновение конфликта интересов как на стадии заключения, так и на стадии исполнения соответствующего трудового договора.
Рекомендация
Для принятия решения о возможности выполнения заведующим государственным учреждением дошкольного образования работы на условиях совмещения должностей в качестве воспитателя необходимо, чтобы:
– в штатном расписании государственного учреждения дошкольного образования имелась соответствующая штатная единица (ее доля) воспитателя;
– выполнение заведующим государственным учреждением дошкольного образования дополнительной работы в качестве воспитателя не препятствовало ему в выполнении служебных обязанностей по основной должности заведующего;
– в организации были приняты меры по предотвращению возникновения конфликта интересов при заключении трудового договора по совместительству.
Руслан Киеня, юрист
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
123
-
112
-
109
-
109
-
107
-
105