6 сентябрь 2014
Статья 21 из 22 ( Материал id: 104 Журнал id: 105846 )
Страница № 53

Учитываем особенности внешнеторгового договора при его заключении

Ос­нов­ной пра­во­вой фор­мой реа­ли­за­ции ме­ж­ду­на­род­ных тор­го­вых от­но­ше­ний для бе­ло­рус­ских субъ­ек­тов хо­зяй­ст­во­ва­ния яв­ля­ет­ся внеш­не­тор­го­вый до­го­вор. Ква­ли­фи­ка­ция до­го­во­ра в ка­че­ст­ве внеш­не­тор­го­во­го оз­на­ча­ет, что он под­па­да­ет под осо­бый ре­жим пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, от­лич­ный от пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния обыч­ных гра­ж­дан­ско-пра­во­вых до­го­во­ров. В дан­ной ста­тье мы рас­смот­рим, ка­кие осо­бен­но­сти внеш­не­тор­го­во­го до­го­во­ра сле­ду­ет знать и как их сфор­му­ли­ро­вать в тек­сте до­го­во­ра.

Внешнеторговый договор – это договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг (подп. 1.1 Указа № 178). Уже из этого определения можно выделить его особенности: разная государственная принадлежность сторон и характер сделок. Кроме того, нормы ГК, Закона о валюте и Указа № 178 предъявляют особые требования к форме заключения внешнеторгового договора и наличию в нем определенных условий.

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178).

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 22.06.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валюте).

Каждый внешнеторговый договор может включать в себя от двух внешнеторговых операций (одна поставка и один платеж) до их неограниченного количества.

Квалификация договора в качестве внешнеторгового означает, что он подпадает под особый режим регулирования. Это выражается в следующем.

Во-первых, внешнеторговый договор находится в сфере действия гражданского права нескольких государств. Соответственно возникает проблема выбора применимого права для регулирования такого договора.

Во-вторых, регулирующее воздействие на внешнеторговый договор оказывает не только национальное законодательство, но и международные торговые обычаи, и такой весьма неоднозначный источник, как lex mercatoria.

В-третьих, большое количество норм, регулирующих внешнеэкономический договор, носят императивный характер, и стороны обязаны выполнять предписания таких норм.

Например, использование иностранной валюты влечет за собой применение валютного законодательства, абсолютное большинство норм которого носит императивный характер. Товары, перемещаемые через таможенную границу, подпадают под определенный законодательством таможенный режим и в связи с этим нуждаются в соответствующем таможенном оформлении и т.д.

Рассмотрим основные особенности внешнеторгового договора и их влияние на действительность самого договора.

Иностранный контрагент

В большинстве случаев внешнеторговый договор заключается с иностранными партнерами, правовой статус которых определяется законодательством другой страны, зачастую нам неизвестным. Поэтому необходимо выяснить:

1) имеет ли ваш партнер статус юридического лица или законного предпринимателя;

2) уполномочен ли представитель иностранного контрагента на подписание вашего внешнеторгового договора.

Подтверждение юридического статуса иностранного юридического лица или предпринимателя

Статус иностранного юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо (зарегистрировано или имеет свое основное местонахождение). При этом организации, зарегистрированные в торговом регистре (реестре), по законодательству страны происхождения могут являться юридическими лицами, но в некоторых случаях юридическими лицами не признаваться.

Гражданская правоспособность иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами по иностранному праву, определяется по праву страны, где организация создана.

Юридический статус иностранного физического лица определяется по праву страны, гражданином которой он является или в которой постоянно проживает (лицо без гражданства).

Юридический статус иностранного лица – предпринимателя определяется по законодательству той страны, где оно зарегистрировано как предприниматель.

Необходимость подтверждения юридического статуса иностранного контрагента объясняется тем, что по гражданскому законодательству нашей страны (ст. 174 ГК) и по законодательству многих зарубежных стран сделка, заключенная с ненадлежащим лицом, может быть признана недействительной.

Документы, которые отечественное законодательство принимает в качестве удостоверяющих статус иностранного лица:

– выписка из торгового реестра (регистра) страны происхождения (предпочтительно легализованная);

– иные эквивалентные доказательства юридического статуса, признаваемые в качестве таковых законодательством страны учреждения. Например, это могут быть документы, аналогичные свидетельству о государственной регистрации, выданные государственными или иными организациями соответствующей страны, заверенные нотариусом или иным уполномоченным лицом.

Подтверждение полномочий представителя иностранного контрагента на подписание договора

В случае если договор будет заключать лицо, уполномоченное доверенностью, должна быть истребована копия доверенности, заверенная подписью лица, уполномоченного заключать договоры и выдавать доверенности, и печатью юридического лица (при наличии).

Если представитель действует по доверенности, следует проверить, есть ли на доверенности подпись руководителя организации и ее печать, какого числа она выдана (если дата не указана, то доверенность недействительна), срок ее действия, объем полномочий по доверенности.

Доверенность иностранного лица должна быть легализована и содержать четкие указания на полномочия этого лица по заключению договора.

Документы, которые отечественное законодательство принимает в качестве удостоверяющих полномочия иностранного лица:

– копия учредительных документов контрагента (для юридических лиц) (например, устав);

– копия документа, подтверждающего права контрагента на объект интеллектуальной собственности (при наличии таковых, в случае передачи прав контрагентом на объекты интеллектуальной собственности) (например, свидетельство на товарный знак);

– документ, удостоверяющий личность физического лица (только для физических лиц);

– документ, подтверждающий статус предпринимателя (для физического лица);

– документ, подтверждающий согласование соответствующего органа управления контрагента о совершении сделки, предусмотренной договором, в случаях, если это определено законодательством и учредительными документами контрагента.

Рекомендация: проверять статус и полномочия иностранного контрагента следует еще на этапе ведения переговоров по заключению внешнеторгового договора. Не следует стесняться просить контрагента предъявить именно те документы, которые вас интересуют. Отказ или уклонение от представления таких документов уже должен вас насторожить и поставить вопрос о целесообразности заключения договора с таким контрагентом.

Последствия невыполнения. Заключая внешнеэкономическую сделку с иностранной организацией, которая в действительности не является юридическим лицом, или в силу своей правоспособности не может заключать подобные сделки, или заключение сделки противоречит ее целям (могут быть иные варианты), вы очень рискуете. Такая сделка может быть признана судом недействительной по иску собственника имущества (учредителя, участника) этого юридического лица или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если другая сторона в сделке знала или в силу акта законодательства обязана была знать о ее неправомерности, но заключила такую сделку умышленно или по неосторожности (ст. 174 ГК).

Если полномочия лица на совершение сделки ограничены договором или иным документом (или законодательством), либо полномочия органа юридического лица – его учредительными документами по сравнению с тем, как они определены в доверенности, в законодательстве либо как они могут считаться очевидными из обстановки, в которой совершается сделка, и при ее совершении такое лицо или орган вышли за пределы этих ограничений, то такая сделка может быть признана судом недействительной по иску лица, в интересах которого установлены ограничения (ст. 175 ГК).

Последствия признания сделки недействительной:

1) все права, обязанности и юридические последствия, возникшие вследствие исполнения этой сделки, прекращаются (аннулируются);

2) каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное ею по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в т.ч. тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) – возместить его стоимость в деньгах (ст. 168 ГК).

Справочно:

оспоримая сделка – сделка, являющаяся недействительной по основаниям, установленным ГК либо иными законодательными актами, в силу признания ее таковой судом;

ничтожная сделка – сделка, которая недействительна с самого момента ее совершения независимо от такого признания.

Требования законодательства к содержанию внешнеторгового договора

Пункт 1 ст. 402 ГК для всех договоров, включая и внешнеторговые, предусматривает в качестве существенного условие о предмете. Другие существенные условия договора зависят от вида совершаемой сделки и содержатся в соответствующих разделах ГК. Например, для договора купли-продажи товара существенными условиями являются наименование товара и его количество (п. 3 ст. 425 ГК). Соответственно для внешнеторгового договора купли-продажи эти условия также являются существенными, т.е. обязательными для согласования сторонами.

Остальные императивные требования к содержанию внешнеторгового договора содержатся в актах административного, а не гражданского законодательства, поэтому существенными условиями договора считаться не могут.

Так, весьма проблемным вопросом является квалификация требований подп. 1.16.4 п. 1 Указа № 178 об обязательном включении во внешнеторговый договор условия о расчетах и стоимости товаров. Постоянно возникает вопрос: являются ли они существенными условиями договора или просто обязательными требованиями законодательства? Правильная квалификация очень важна, так как при невыполнении сторонами указанных требований в первом случае договор может быть признан незаключенным, а во втором – стороны накажут административным штрафом, и они будут работать дальше. В худшем случае при таких обстоятельствах внешнеторговый договор может быть признан недействительным.

Правовые последствия признания договора незаключенным или недействительным существенно различаются. Незаключенный договор не порождает вообще никаких юридических последствий. При признании договора таковым стороны не могут потребовать друг от друга ни возмещения убытков, ни пени на основании договора, все действия, которые стороны совершили для исполнения своих обязательств, не порождают никакого правового результата. Напротив, при признании договора недействительным (последствия указаны выше) пострадавшая сторона при определенных обстоятельствах может применить к виновной стороне меры ответственности, предусмотренные договором.

Справочно:

существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Согласно законодательству Республики Беларусь без согласования всех существенных условий договор считается незаключенным.

Поэтому мы утверждаем, что требования Указа № 178 существенными условиями договора считаться не могут.

Данное утверждение базируется на мнении Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь по вопросу отнесения к числу существенных условий требования указания на цель приобретения товара, содержавшегося в Указе Президента Республики Беларусь от 07.03.2000 № 117 «О некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности при продаже товаров» (в настоящее время утратил силу). В постановлении Президиума ВХС № 33, в частности, сказано: «Является недопустимым признание договоров незаключенными по основанию отсутствия в договоре цели приобретения товара. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 7 марта 2000 года № 117 отсутствие в договоре поставки указания на цель приобретения товара влечет наложение штрафа».

Пункт 3 этого же документа устанавливает: «В соответствии со статьей 169 Гражданского кодекса Республики Беларусь сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна. Статья 169 Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает общее основание для установления факта ничтожности сделок – несоответствие требованиям законодательства. При установлении факта ничтожности сделки по данному основанию необходимо учитывать, что под несоответствием сделки требованиям законодательства следует понимать несоблюдение предписаний не только законодательных, но и подзаконных актов (инструкций, положений, иных актов министерств и ведомств)».

Документ:

постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 30.10.2002 № 33 «Об обобщении судебной практики по категории дел о недействительности (установлении факта ничтожности) сделок» (далее – постановление Президиума ВХС № 33).

Нормы постановления Президиума ВХС № 33 дают основания опровергнуть распространенное заблуждение о том, что требования актов административного права к условиям хозяйственных договоров (включая и внешнеторговые) являются существенными условиями договора. Более того, применяя в данном случае «аналогию закона», можно утверждать, что если ВХС не признает требование Указа № 117 существенным условием внешнеторгового договора, то и требования подп. 1.16.4 Указа № 178 к содержанию внешнеторгового договора также не должны считаться таковыми.

Рекомендация: при заключении внешнеторгового договора внимательно относитесь к требованиям как гражданского, так и административного законодательства относительно условий договора. Необходимо в обязательном порядке согласовать со своим контрагентом и включить во внешнеторговый договор следующие условия:

– предмет (п. 1 ст. 402 ГК);

– условия, которые ГК относит к существенным по выбранному вами виду договора (п. 1 ст. 402 ГК);

– условие о расчете по договору (подп. 1.16.4 п. 1 Указа № 178);

– условие о стоимости товара (подп. 1.16.4 п. 1 Указа № 178).

Последствия нарушения: при невключении в договор существенных условий он считается незаключенным. При невключении обязательных требований законодательства: как минимум штраф (ст. 11.42 КоАП), как максимум – признание договора недействительным (ст. 168 ГК). Кроме того, внешнеторговый договор, в который не внесены условия о расчетах и стоимости товара, не пройдет регистрацию в банке.

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Требования законодательства к форме внешнеторгового договора

Внешнеэкономическая сделка, хотя бы одним из участников которой является юридическое лицо или гражданин Республики Беларусь, совершается независимо от места ее заключения в письменной форме (п. 2 ст. 1116 ГК).

Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 404 ГК).

Возможность заключить внешнеторговый договор посредством иных документов упоминается также и в части второй подп. 1.11 Указа № 178: в банк для регистрации предоставляется документ (документы), посредством которого (которых) оформлено заключение внешнеторгового договора.

На практике часто возникает вопрос о заключении договора посредством факсимильной связи. Напрямую такой способ заключения договора законодательством не урегулирован и может с определенной долей условности относиться только к определению п. 2 ст. 404 ГК «иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору». Представляется, что факсимильная связь не позволяет достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору: факсимильная строка отражает лишь информацию, заложенную в память факсимильного аппарата, которая может быть легко перенастроена. Воспроизведение подписи и печати на таком договоре уже является «механическим», зачастую искаженным.

Рекомендация: составляйте внешнеторговый договор в виде единого документа. Общепринятый текст в виде договора можно заменить иным документом, обязательно содержащим все существенные условия договора и обязательные требования законодательства, иначе он не пройдет регистрацию в банке. Даже если применимым правом во внешнеторговом договоре определено право страны, где нет требования об обязательной письменной форме, белорусские резиденты все равно обязаны соблюдать требования ст. 1116 ГК, поскольку это сверхимперативная норма.

Последствия несоблюдения: несоблюдение простой письменной формы при заключении внешнеэкономической сделки влечет ее недействительность в форме ничтожности (п. 3 ст. 163 ГК). Правовые последствия ничтожности договора указаны выше.

Справочно:

из Гражданского кодекса Российской Федерации было исключено правило о недействительности внешнеэкономической сделки при несоблюдении письменной формы с 1 сентября 2013 г.

Регистрация внешнеторгового договора в банке

Внешнеторговый договор, предусматривающий возмездную передачу товаров, общая стоимость которых с учетом приложений и дополнений к договору составляет 3 000 евро и более, должен быть зарегистрирован экспортером (импортером) в банке, обслуживающем счет экспортера (импортера) до даты отгрузки (поступления) товаров либо проведения платежей (подп. 1.11 Указа № 178).

При этом под регистрацией внешнеторгового договора понимается регистрация самого договора либо приложений к нему (см. Инструкцию № 46).

Документ:

Инструкция о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 (далее – Инструкция № 46).

Ни Указ № 178, ни Инструкция № 46 не определяют последствия нерегистрации внешнеторгового договора, поскольку регистрация внешнеэкономической сделки не является случаем, установленным п. 2 ст. 165 ГК, т.е. государственной регистрацией сделок с движимым имуществом.

Считаем, что регистрация сделки в соответствии с Указом № 178 – это административная процедура, направленная на удостоверение банком наличия у резидента счета и того, что он не является арестованным. К содержанию самой сделки эта процедура не относится, и вызвать недействительность сделки она не может.

Внешнеторговый договор имеет указанные особенности и ряд других характеристик, не рассмотренных в этой статье, которые отличают его от внутрихозяйственных договоров. Учет таких особенностей и соблюдение соответствующих требований законодательства поможет вам избежать многих неприятных последствий в виде штрафов или даже признания сделки недействительной.

Юлия Кудрявец, юрист

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.