3 март 2018
Статья 6 из 28 ( Материал id: 1206 Журнал id: 116555 )
Страница № 16

Типичные ошибки при проведении закупок

Зачастую причинами нарушений при проведении процедур закупок становятся недостаточная квалификация специалистов, неправильное толкование норм законодательства о закупках или просто невнимательность при организации и проведении процедур закупок. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, допускаемые заказчиками (организаторами) при их проведении.

Ошибки, которые могут повлиять на результаты закупок (госзакупок, при строительстве, закупок за счет собственных средств)

Среди типичных ошибок, которые могут повлиять на результаты закупок (госзакупок, при строительстве, закупок за счет собственных средств), можно выделить следующие:

1) непроведение маркетинговых исследований.

Порядок их проведения законодательство о закупках (госзакупках, закупках за счет собственных средств) не описывает и требований не предусматривает. Однако требования и способ проведения маркетингового исследования указаны для закупок при строительстве (п. 48 Положения № 88);

2) отсутствие:

– решения (приказа, распоряжения) на процедуру закупки с указанием, на кого возлагается ответственность за организацию и проведение процедур закупок;

– комплектов документов, регламентирующих порядок проведения процедуры и определения участника-победителя (конкурсная комиссия, ответственное лицо) с персонификацией функционала и их ответственности.

В частности, состав комиссии должен утверждаться локальным нормативным правовым актом, в котором также определяются задачи комиссии и предоставляются полномочия для выполнения этих задач (п. 5 Положения о комиссии). Документация о закупке формируется в случае проведения конкурентных видов процедур закупок и должна содержать сведения, определенные порядком закупок за счет собственных средств (подп. 2.8 п. 2 постановления № 229);

3) нерассмотрение предложений участников по выбору подрядчика (генерального подрядчика) на строительство объекта на предмет правильности ценообразования и предоставления расчетов стоимости строительно-монтажных работ по каждому производственно-технологическому модулю, составленные на основании проектно-сметной документации, утвержденной в установленном порядке, и ведомостей объемов и стоимости работ.

Стоимость работ должна рассчитываться по индексам пересчета стоимости работ в текущий уровень цен, утвержденных Минстройархитектуры. При применении к индексам понижающих коэффициентов их следует указать в расчете стоимости работ в текущем уровне цен отдельным множителем. Необоснованное уменьшение сметных затрат не допускается и является основанием для отклонения предложения участника. График строительства (производства работ) по форме согласно приложению 2 к постановлению № 1553 и график платежей при строительстве (выполнении работ) по форме согласно приложению 3 к постановлению № 1553 разрабатываются участниками с учетом нормативной продолжительности строительства и условиями по срокам выполнения работ в рамках конкурсного предложения;

4) отсутствие критериев и (или) способа оценки предложений участников. Обязанность включать критерии и способ оценки предложений участников процедуры закупки в документацию о закупках четко регламентирована в подп. 2.8 п. 2 постановления № 229;

5) неразмещение на официальном сайте по итогам проведения конкурентных закупок протокола с решением конкурсной комиссии по определению участника-победителя (по госзакупкам, закупкам при строительстве). По закупкам за счет собственных средств – неразмещение сведений о заключенном договоре и о результате процедуры закупки.

На официальном сайте должна размещаться информация о госзакупках, в т.ч. сообщения о результатах процедур государственных закупок, сведения о договорах, протоколы заседаний комиссий по вопросам открытия предложений, отклонения предложений и подведения итогов процедуры государственной закупки в случае проведения открытых конкурсов, электронных аукционов (п. 1 ст. 18 Закона о госзакупках). При закупках за счет собственных средств сообщение о результате конкурентной процедуры закупки размещается в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» в течение 5 календарных дней после заключения договора на закупку либо принятия организацией решения об ином результате процедуры закупки (подп. 2.10 п. 2 постановления № 229);

6) ненадлежащее оформление протоколов заседания конкурсной комиссии, т.е. отсутствие подписей членов комиссии, ответственных лиц.

Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается председательствующим на заседании, ее секретарем и иными членами комиссии, участвовавшими в ее заседании (п. 21 Положения о комиссии).

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229).

Документ:

Положение о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 (далее – Положение о комисии).

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361» (далее – постановление № 1553).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон о госзакупках).

Ошибки при заключении и (или) исполнении договоров

Среди типичных ошибок при заключении и (или) исполнении договоров можно выделить следующие:

1) заключение договора с участником-победителем на иных, чем указано в решении конкурсной комиссии и предложении участника-победителя, условиях по цене, оплате (авансирование, срокам оплаты), срокам выполнения работ, поставки товаров, оказания услуг.

Договор между заказчиком и участником-победителем (участником процедуры закупки из одного источника) заключается на условиях, указанных в предложении такого участника и документах, представляемых участнику для подготовки предложения (п. 1 ст. 25 Закона о госзакупках);

2) изменение цены договора в случаях, не регламентированных договором и требованиями п. 10 Положения о договорной цене в отношении договоров строительного подряда.

Так, при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с государственной поддержкой неизменная цена корректируется в случаях изменения:

– по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации;

– налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;

– прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;

– сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком;

3) изменение цены договора в случаях, не регламентированных договором поставки и условиями процедуры торгов или переговоров (конкурсная документация, документация для переговоров), предложением участника-победителя.

Не допускается изменение условий договора на стадии его заключения или исполнения в части объема (количества) предмета государственной закупки, цены и срока его исполнения, за исключением случаев (ст. 7 Закона о госзакупках):

– изменения объема (количества) предмета государственной закупки в соответствии с п. 4 ст. 20 Закона о госзакупках. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) – с учетом этого изменения;

– изменения цены договора, если изменение стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг) невозможно было предусмотреть в начале процедуры государственной закупки, а также в связи с изменением законодательства;

– увеличения срока исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) по инициативе заказчика после оплаты полностью или частично обязательств по договору, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги).

Документ:

Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденное постановлением № 1553 (далее – Положение о договорной цене).

Последствия нарушений

Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. При этом признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (ст. 419 ГК).

В то же время процедура государственной закупки, проведенная с нарушением законодательства о государственных закупках, может быть признана судом недействительной по иску заинтересованного лица. Признание процедуры государственной закупки недействительной влечет недействительность договора, заключенного по результатам такой процедуры (ст. 57 Закона о госзакупках).

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

 

Таким образом, в отличие от ГК, Закон о госзакупках предоставляет возможность признать недействительной любую процедуру государственной закупки, проведенную с нарушением законодательства, в т.ч. и непубличную, такую как закупка из одного источника.

Однако следует учитывать, что не всякое нарушение порядка проведения процедуры закупки может послужить основанием для признания ее недействительной.

Так, в частности, основанием для признания торгов недействительными могут быть нарушения правил проведения торгов, которые могли повлиять на определение результатов торгов (п. 6 постановления № 25).

Документ:

постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 04.04.2007 № 25 «О некоторых вопросах судебной практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о торгах» (далее –постановление № 25).

 

К таким нарушениям правил проведения торгов могут относиться (п. 8 постановления № 25):

• нарушение порядка и сроков извещения сторон;

• проведение торгов ранее назначенных сроков;

• отсутствие в извещении сведений, предусмотренных п. 2 ст. 418 ГК (время, место и форма торгов, их предмет и порядок проведения, порядок оформления участия в торгах и определения лица, выигравшего торги, сведения о начальной цене);

• необоснованный отказ в допуске лица к участию в открытых торгах;

• несоблюдение организатором торгов условий их проведения, содержащихся в извещении и тендерной документации;

• признание победителем лица, не имевшего права участвовать в торгах;

• продажа на торгах имущества лица, не являющегося его собственником;

• выставление на торги изъятого из оборота (ограниченного в обороте) имущества;

• иные существенные нарушения, повлиявшие на результаты торгов.

При этом постановлением № 25 определено, что при рассмотрении споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, суд должен оценить, насколько допущенное нарушение является существенным. Если нарушения, на которые ссылается заинтересованное лицо, не повлияли и не могли повлиять на результаты торгов, основания для удовлетворения такого требования отсутствуют.

В случае если торги были проведены с нарушениями, которые могли повлиять на их результаты, заинтересованные лица до заключения по результатам торгов договора могут обжаловать их результаты непосредственно организатору торгов. Такая жалоба может быть рассмотрена в общем порядке рассмотрения жалоб, установленном законодательством.

Однако если договор по результатам процедуры закупки, проведенной с нарушениями, уже заключен, то обжалование действий организатора процедуры следует осуществлять в судебном порядке путем подачи иска о признании процедуры закупки недействительной. При этом нужно иметь в виду, что признание процедуры закупки недействительной влечет не расторжение договора, заключенного по результатам такой процедуры, а признание такого договора недействительным.

На основании ст. 167, 168 ГК при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены ГК либо иными законодательными актами.

 

Антон Богатко, юрист,
экономист, специалист по закупкам

Анна Богатко, юрист, старший преподаватель

Российского социального государственного университета, филиал в г. Минске

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.