Срок ликвидации истекает, а налоговая проверка не проведена
Организация приняла решение и начала процедуру ликвидации в январе 2016 г.
До мая 2016 г. была проведена проверка Фондом социальной защиты населения (далее – ФСЗН), которая задолженности по ФСЗН не обнаружила. На начало октября, когда истекает установленный Положением о ликвидации 9-месячный срок ликвидации юридического лица, проверка со стороны налогового органа и Белгосстраха проведена не была. Какие действия предпринять организации в этой ситуации: заканчивать ликвидацию и сдавать документы в архив или каким-то образом продлевать сроки?
Рассмотрим, как правильно действовать в данной ситуации.
Обратите внимание! В максимальный срок нахождения субъекта хозяйствования в процессе ликвидации по решению собственника имущества (учредителей, участников), органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), не включаются сроки, в течение которых субъект хозяйствования не может быть исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных в частях третьей, пятой, шестой и восьмой п. 16 Положения о ликвидации.
В указанных нормах речь как раз и идет о случаях, когда контролирующие органы не представили в регистрирующий орган соответствующие справки.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации ликвидационная комиссия (далее – ликвидатор) еще может продлить срок ликвидации на 3 месяца. Вопрос в другом: а нужно ли это делать?
Проследим, какие действия должен был совершить ликвидатор, чтобы к нему не было претензий со стороны государственных органов.
Обязанности ликвидатора в отношении регистрирующего органа
1. Известить регистрирующий орган о принятии решения о ликвидации в течение 10 рабочих дней после даты принятия такого решения (п. 6 Положения о ликвидации).
2. Представить в регистрирующий орган документы, определенные п. 7 Положения о ликвидации.
3. Разместить на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу сведения о ликвидации, а также о порядке и сроках заявления требований кредиторами (п. 12 Положения о ликвидации).
Обратите внимание! При извещении регистрирующего органа ликвидатор должен представить заявление о ликвидации. Форма заявления утверждена постановлением Минюста № 8 (приложение 5 к постановлению Минюста № 8).
Регистрирующий орган сам не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов (п. 8 Положения о ликвидации):
– представляет в Министерство юстиции сведения о том, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности), для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
– а также направляет налоговым, таможенным органам, органам ФСЗН, БРУСП «Белгосстрах» (его обособленному подразделению), территориальным (городским или районным) архивам местных исполнительных и распорядительных органов (иному архиву в соответствии с законодательством об архивах) уведомление о начале процедуры ликвидации юридического лица.
Указанные государственные органы обязаны в течение 30 рабочих дней со дня получения такого уведомления представить регистрирующему органу справки об отсутствии задолженности данного юридического лица (п. 9 Положения о ликвидации).
Обязанности ликвидатора в отношении иных контролирующих органов
Далее у ликвидатора возникает обязанность представить контролирующим органам ряд документов, а именно:
1) в налоговый орган необходимо представить налоговую декларацию (расчет) в течение 5 рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации (п. 2¹ ст. 63 НК);
2) соответствующему органу ФСЗН нужно сообщить в письменном виде о ликвидации юридического лица в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (п. 26 Положения об уплате взносов в ФСЗН);
3) в отделение БРУСП «Белгосстрах» следует представить отчет о средствах по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не позднее 15 рабочих дней со дня принятия решения о ликвидации (см. форму отчетности 1-страхование).
Таким образом, обязанность известить контролирующие органы возложена законодательством и на регистрирующий орган, и на самого ликвидатора. При этом, судя по срокам, осуществляется она обязанными субъектами практически одновременно. Если указанная обязанность исполнена надлежащим образом, то уполномоченные лица соответствующих государственных органов не могут не знать о необходимости провести проверку в связи с ликвидацией. Для них предусмотрен 30-дневный срок, в течение которого они обязаны провести проверку и оформить справку о наличии или отсутствии задолженности, которую затем направить в регистрирующий орган.
Считаем, что в рассматриваемой ситуации ликвидатор не обязан еще раз каким-либо образом извещать перечисленные государственные органы об истечении сроков ликвидации или напоминать о необходимости провести проверку. В связи с этим полагаем, что и продлевать срок ликвидации до 12 месяцев ликвидатору не нужно, поскольку нарушение допустили сами контролирующие органы, а не юридическое лицо.
Резюме
Считаем, что в рассматриваемой ситуации ликвидатору следует завершить процедуру ликвидации в установленном законом порядке, несмотря на отсутствие проверок и справок налогового органа и Белгосстраха, т.е. до истечения 9-месячного срока сдать печать, свидетельство о регистрации, нулевой ликвидационный баланс в регистрационный орган и документы
в архив.
Документы, сдаваемые в архив:
• уставные документы (устав со всеми приложениями, учредительный договор (если он есть) со всеми изменениями и дополнениями, оформленными в виде приложений);
• протоколы собраний учредителей или решения учредителя;
• копия свидетельства о государственной регистрации;
• копии документов о ликвидации организации (протокола, ликвидационного баланса);
• годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, в т.ч. пояснительная записка;
• годовые статистические отчеты;
• приказы по основной деятельности (о структурных изменениях в организации, по учетной политике, наделении правом подписи документов, введении штатного расписания, об изменении должностных окладов);
• штатные расписания;
• приказы по личному составу (прием, перемещение, увольнение, командировки, премирование, отпуск по уходу за ребенком);
• документы по зарплате (лицевые счета работников, либо расчетные листки, либо расчетные ведомости, либо книга по начислению зарплаты);
• личные карточки уволенных работников;
• личные дела уволенных работников (если они были сформиро-
ваны);
• невостребованные трудовые книжки.
Маргарита Полевая, юрист
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
104
-
101
-
97
-
96
-
96
-
96