Санитарно-гигиеническая экспертиза импорта: как действовать импортеру?
С 27 августа 2015 г. начала действовать новая административная процедура – государственная санитарно-гигиеническая экспертиза продукции зарубежного производства с выдачей санитарно-гигиенического заключения на такую продукцию (далее – санитарно-гигиеническая экспертиза импорта), введенная постановлением № 666. Поскольку процедура уже действует, рассмотрим, на кого она распространяется и каков порядок ее прохождения.
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2015 № 666 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156» (далее – постановление № 666).
Цель процедуры
Санитарно-гигиеническая экспертиза импорта проводится для подтверждения соответствия либо несоответствия продукции требованиям законодательства Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Это внутренняя процедура нашего государства, направленная на предотвращение поступления на территорию Беларуси небезопасной продукции импортного производства.
Товары, подлежащие экспертизе
Санитарно-гигиенической процедуре подлежит продукция, ввозимая из третьих стран.
Список продукции зарубежного производства, подлежащей санитарно-гигиенической экспертизе, включает 10 крупных позиций товаров: импортные изделия легкой промышленности, бытовую технику, некоторые пищевые продукты, товары детского ассортимента, косметику, средства личной гигиены, бытовую химию и некоторые химические вещества, товары, применимые для водоснабжения, строительные материалы и др. Полный перечень данной продукции можно найти в Перечне № 47. При этом, согласно заявлениям Главы Минздрава, Перечень № 47 может быть в дальнейшем как расширен, так и сокращен, если появятся негативные отклики на качество какой-либо продукции.
Документ:
Перечень продукции зарубежного производства, подлежащей государственной санитарно-гигиенической экспертизе, утвержденный постановлением заместителя Министра здравоохранения – Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 10.09.2015 № 47 (далее – Перечень № 47 и постановление № 47 соответственно).
Не подлежит санитарно-гигиенической экспертизе:
– продукция, подлежащая государственной регистрации в соответствии с законодательством ЕАЭС;
– продукция, произведенная на территории государств – участников ЕАЭС, безопасность которой подтверждена в порядке, определяемом решениями Комиссии ЕАЭС;
– пищевые продукты с ограниченными (до 30 дней) сроками годности и (или) требующие специальных температурных условий хранения (+6 градусов Цельсия и ниже), за исключением продукции, в отношении которой одним из государств – членов ЕАЭС введены временные санитарные меры;
– продукция, реализуемая индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю на рынках и в торговых центрах;
– продукция, ввозимая субъектом хозяйствования для собственных нужд;
– выставочные и рекламные образцы продукции, не предназначенные для реализации и использования на территории Республики Беларусь;
– продукция, бывшая в потреблении, в т.ч. реализуемая через магазины и отделы комиссионной торговли;
– товары, реализуемые в магазинах беспошлинной торговли и помещаемые под режим беспошлинной торговли;
– гуманитарная помощь (п. 2 постановления № 47).
Важно!
На продукцию, ввезенную на территорию Республики Беларусь до 27 августа 2015 г., требование о необходимости наличия санитарно-гигиенического заключения не распространяется.
Порядок прохождения
Белорусский субъект хозяйствования – импортер обязан обратиться за санитарно-гигиеническим заключением до поступления в реализацию каждой новой партии ввозимого товара.
1. Поскольку санитарно-гигиеническое заключение выдается на основании протокола лабораторных исследований (испытаний), первоначально обращаться следует в лаборатории, аккредитованные в Национальной системе аккредитации Беларуси, с целью получения подтверждения соответствия требованиям, установленным законодательством Беларуси в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Максимальный срок для проведения лабораторных исследований составляет 24 дня.
Такой протокол можно использовать для выдачи заключений на последующие партии ввозимой данным субъектом хозяйствования продукции в учреждении, выдавшем первичное заключение, в течение срока действия протокола, но не более 1 года с момента его оформления. В случае внесения изменений в состав продукции или изменения гигиенических требований к продукции в ТНПА, либо в случае установления контролирующими органами факта несоответствия продукции требованиям законодательства субъект хозяйствования должен будет представлять протокол испытаний в отношении последующих партий ввозимого товара.
2. После получения протокола субъект хозяйствования должен обратиться в одно из учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор, за санитарно-гигиеническим заключением на продукцию. Заключение выдается в течение 15 дней от даты обращения заявителя.
Сроки действия такого заключения различны. Например, заключение на технологическое оборудование для производства пищевой и парфюмерно-косметической продукции, установленное на производстве, действует в течение периода эксплуатации в условиях указанного производства. Заключение на продукцию, ввозимую в Республику Беларусь, – в пределах сроков годности (хранения) партии продукции, ввозимой по внешнеторговому договору.
Таким образом, субъекты хозяйствования, импортирующие продукцию, входящую в Перечень № 47, обязаны проводить испытания и получать заключение в отношении каждой партии ввозимого товара.
Справочно:
для добросовестных импортеров бытовой техники протокол будет действителен в течение 3 лет. Однако, как только будет установлен факт несоответствия продукции требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, импортер должен будет представлять протоколы испытаний каждой ввозимой партии продукции в полном объеме (http://www.belta.by/economics/view/tak-li-strashno-dlja-importerov-v-belarusi-postanovlenie-666-kak-ego-maljujut-161492-2015).
Важно!
Наличие сертификатов качества или декларации соответствия на импортную продукцию и протоколов, подтверждающих проведение испытаний в других странах ЕАЭС, не освобождает от обязательства прохождения санитарно-гигиенической экспертизы импорта в Республике Беларусь.
Представителями Минздрава в официальных заявлениях по вопросам введения санитарно-гигиенической экспертизы импорта указывалось, что постановление № 666 принято по результатам проведенных в республике контрольно-надзорных мероприятий, выявивших значительное количество товара, не соответствовавшего необходимым требованиям безопасности, и является временной мерой, призванной обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и предотвратить поступление на территорию Беларуси небезопасной продукции импортного производства. В то же время ни в самом постановлении № 666, ни в иных документах, принятых государственными органами по вопросам санитарно-гигиенической экспертизы импорта, не указаны сроки ее действия. Предполагаем, что данная процедура будет действовать достаточно продолжительный период времени, поэтому рекомендуем субъектам хозяйствования – будущим импортерам подготовиться к необходимости ее прохождения.
старший юрист ИООО «Сорайнен и партнеры»
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
153
-
148
-
130
-
129
-
125
-
120