1 январь 2016
Статья 9 из 27 ( Материал id: 410 Журнал id: 106173 )
Страница № 28

Реорганизация: быстро и просто

Можно ли рассматривать реорганизацию юридического лица в качестве альтернативы его ликвидации? Представим, что появилась необходимость «отсечь» нерентабельные подразделения. Их можно выделить из состава юридического лица и «передать» им долги. Кроме того, в этом случае организация может отсрочить наступление налоговой проверки, которая обязательна в случае ликвидации. Но бывает и вынужденная реорганизация, кода причинами ее проведения могут быть требования законодательства или суда, например, в случае проблемы раздела УП как общей супружеской собственности или общего наследственного имущества. Особенности и нюансы реорганизации каждой конкретной организации различны, но общий алгоритм можно представить схемой, которую мы рассмотрим ниже.

 

Справочно:

унитарное предприятие (далее – УП).

 

Реорганизация возможна в одной из следующих форм (ст. 53 ГК):

– слияние;

– присоединение;

– разделение;

– выделение$

– преобразование.

Чаще на практике можно встретить реорганизацию в форме преобразования, которая заключается в изменении организационно-правовой формы юридического лица. Например, реорганизация УП в общество с ограниченной ответственностью потребуется тогда, когда у унитарного предприятия появится не один собственник, а несколько, требующих выделения доли в праве собственности. Либо, например, в случае если учредители общества с ограниченной ответственностью приняли решение о выпуске акций, они окажутся перед необходимостью преобразования ООО в АО.

 

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

 

Рассмотрим пошагово действия, которые необходимо совершить учредителям или владельцам юридического лица для начала и завершения процедуры реорганизации.

 

Шаг 1. Принятие решения о реорганизации

 

Шаг 2. Уведомление о реорганизации налогового органа, в котором организация состоит на учете, в течение 5 дней с момента принятия решения (подп. 1.9.3 п. 1 ст. 22 НК)

 

Шаг 3. Уведомление о реорганизации кредиторов (п. 1 ст. 56 ГК)

 

Шаг 4. Проведение инвентаризации и составление передаточного баланса (п. 5 ст. 54, ст. 55 ГК)

 

Шаг 5. Определение размера уставного фонда нового юридического лица и распределение долей (п. 7 Положения о регистрации)

 

Шаг 6. Согласование наименования нового юридического лица (п. 10 Положения о регистрации)

 

Шаг 7. Подготовка устава (учредительных документов) нового юридического лица (п. 12 Положения о регистрации)

 

Шаг 8. Проведение государственной регистрации нового юридического лица (пп. 12–19 Положения о регистрации)

 

Шаг 9. Переоформление документов (лицензий)

 

Шаг 10. Согласование продолжения трудовых отношений с работниками (ст. 36 ТК)

 

Документ:

Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).

 

Документ:

Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение о регистрации).

 

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

 

Решение о реорганизации

 

Решение о реорганизации УП принимает его собственник единолично (п. 6 ст. 113 ГК), а решение о реорганизации хозяйственного общества – собрание участников (часть первая ст. 34 Закона о хозяйственных обществах).

В решении о реорганизации следует указать ее причину и правовое основание. В решении обязательно должны присутствовать пункты о проведении инвентаризации имущества юридического лица и уведомлении его кредиторов.

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон о хозяйственных обществах).

 

Уведомление налогового органа

 

Не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения о реорганизации (подп. 1.9.3 п. 1 ст. 22 НК) следует уведомить о принятом решении инспекцию МНС по месту постановки на учет реорганизуемого юридического лица. Лучше это сделать в письменной форме путем направления в соответствующий налоговый орган письма с указанием даты принятия решения о реорганизации и формы реорганизации.

 

Уведомление кредиторов

 

Законодательство предписывает уведомлять кредиторов реорганизуемого юридического лица в письменной форме (п. 1 ст. 56 ГК). Это означает, что каждому кредитору следует направить письмо с указанием даты принятия решения о реорганизации и формы реорганизации. Рекомендуем направлять письма с уведомлением или вручать под подпись, чтобы иметь доказательства надлежащего уведомления кредиторов.

 

Проведение инвентаризации

 

При реорганизации юридического лица необходимо провести инвентаризацию его активов и финансовых обязательств (п. 2 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете). Для этого директор реорганизуемой организации издает приказ о ее проведении (приложение 1 к Инструкции № 180). Порядок ее проведения установлен Инструкцией № 180. Результаты инвентаризации главный бухгалтер отражает при составлении промежуточного бухгалтерского баланса за текущий период.

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете).

 

Документ:

Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).

 

Составление передаточного акта

 

По результатам инвентаризации составляют передаточный акт, который утверждает собственник имущества (учредителями, участниками) юридического лица или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица (п. 2 ст. 55 ГК). Акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Пример формулировки в передаточном акте:

«По настоящему акту передаются все активы, все финансовые и иные обязательства ООО «А» к ЗАО «Б» согласно балансу ООО «А» на 01.04.2015 и акту инвентаризации от 01.04.2015. В результате преобразования ЗАО «Б» становится правопреемником ООО «А» по всем его обязательствам, в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами».

 

Определение размера уставного фонда

 

Собственник или участники возникшего в результате реорганизации юридического лица должны определить размер уставного фонда новой организации и размеры долей участников (если он разделяется на доли). В настоящее время объявленный таким образом уставный фонд должен быть сформирован в течение 12 месяцев с даты государственной регистрации этой организации, если иное не установлено законодательными актами либо если меньший срок формирования уставного фонда не определен уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) (абзац второй п. 7 Положения о регистрации).

 

Обратите внимание! Если новой организационно-правовой формой реорганизуемого юридического лица является акционерное общество, то уставный фонд должен быть объявлен не ниже установленного законодательством размера:

– для закрытых акционерных обществ – 100 базовых величин;

– для открытых акционерных обществ – 400 базовых величин.

 

Согласование наименования

 

Если реорганизуемое юридическое лицо не меняет наименование и сохраняет прежнюю организационно-правовую форму, то согласовывать наименование не нужно. Если организационно-правовая форма изменяется, необходимо повторно согласовывать наименование, поскольку оно является составной частью наименования юридического лица.

Порядок согласования наименования определен Положением № 154. В настоящее время согласовать наименование можно в электронной форме (п. 3 Положения № 154).

 

Документ:

Положение о порядке согласовании наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2009 № 154 (далее – Положение № 154).

 

Подготовка устава и иных документов для государственной регистрации

 

В уставе (учредительном договоре) юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица и иные сведения. Дополнительные требования к содержанию устава закреплены в пп. 20 и 21 Положения о регистрации.

В частности, устав общества с дополнительной ответственностью должен обязательно содержать статью о субсидиарной ответственности учредителей (участников) общества по его обязательствам в пределах, определяемых уставом, но не менее чем в сумме, эквивалентной 50 базовым величинам.

 

Прохождение государственной регистрации

 

Реорганизуемое юридическое лицо обязано подать документы на государственную регистрацию до истечения 2 месяцев с момента принятия решения о реорганизации.

Перечень документов, которые подаются в регистрирующий орган, определен:

– при реорганизации в форме выделения, разделения и слияния – п. 14 Положения о регистрации;

– при реорганизации в форме выделения, преобразования и присоединения – п. 16 Положения о регистрации.

 

Переоформление лицензии

 

Если реорганизуемое юридическое лицо намерено и далее осуществлять лицензируемую деятельность, то при реорганизации в форме преобразования, слияния, выделения или разделения новое юридическое лицо обязано в месячный срок со дня своей государственной регистрации обратиться в лицензирующий орган за выдачей новой лицензии (п. 69 Положения № 450).

Если же юридическое лицо реорганизовалось в форме выделения и при этом сведения, указанные в лицензии реорганизованного юридического лица, не изменились, то оно вправе осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии (п. 70 Положения № 450). Если сведения изменились, то реорганизованное юридическое лицо обязано внести в лицензию изменения и (или) дополнения в порядке, предусмотренном п. 66–68 Положения № 450.

К изменившимся сведениям следует относить и изменение организационно-правовой формы в названии.

 

Документ:

Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (далее – Положение № 450).

 

Согласование продолжения трудовых отношений с работниками

 

При реорганизации предприятия трудовые отношения с работниками продолжаются только с их согласия на условиях, предусмотренных трудовым договором (ст. 36 ТК). При отказе работника от продолжения работы по той же профессии, занимаемой должности трудовой договор прекращается в соответствии с п. 5 ст. 35 ТК.

 

Юлия Кудрявец, юрист

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.