Проверка Департаментом государственной инспекции труда: как подготовиться и что учесть?
Почему важно:
– материал, изложенный в статье, поможет заранее подготовиться к проверке;
– юрист может проинструктировать сотрудников, как вести себя в ходе проверки;
– если при проверке будут выявлены нарушения, субъект хозяйствования сможет избежать применения мер ответственности при условии своевременного устранения таких нарушений.
План проверок
Департамент государственной инспекции труда (далее – Департамент) проводит внеплановые проверки, а вместо плановых – выборочные. Указом № 376 четко определен уход от системы плановых проверок. Проведение выборочной проверки возможно только при наличии определенных достоверных сведений в отношении субъекта хозяйствования, материалов и иных оснований, свидетельствующих о нарушениях.
Документ:
Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее – Указ № 376).
Документ:
Методика формирования системы оценки степени риска, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43 (далее – Методика).
Планы выборочных проверок размещаются на сайте Комитета государственного контроля (http://www.kgk.gov.by/ru/coordination-control-deyatel-ru) либо его органов. Указанная информация доступна для граждан и организаций любых форм собственности.
Показатели для назначения плановой проверки
Выборочную проверку назначают с учетом оценки степени риска.
Данная оценка формируется на основании информации, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства и невозможности их выявления и (или) устранения иными формами государственного контроля (надзора). Такие критерии разработаны каждым контролирующим (надзорным) органом в соответствии с Методикой.
Каждый критерий имеет свой балл, свидетельствующий о степени нарушения субъектом законодательства. Включение субъекта в план выборочных проверок возможно, только если сумма баллов, набранных субъектом, превышает индикатор высокой степени риска, т.е. если субъект относится к высокой степени риска. В отношении субъектов, не имеющих риска или у которых сумма набранных баллов по критериям не превышает индикатор, выборочные проверки не назначаются.
Период, за который проверяются документы при выборочной проверке
По общему правилу проверка субъекта хозяйствования проводится за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года. При этом проверка соблюдения налогового законодательства осуществляется за период, не превышающий 5 календарных лет, если иное не установлено законодательными актами (п. 16 Указа № 510).
Документ:
Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Положение № 510 и Указ № 510 соответственно).
Проверяемый период может быть расширен в случаях (часть вторая п. 16 Указа № 510):
– проведения проверки по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей;
– осуществления проверки по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
– проведения проверки соблюдения бюджетного законодательства, законодательства об использовании бюджетных средств, использования мер государственной поддержки, а также законодательства об использовании государственного имущества и охране окружающей среды;
– осуществления надзора за банковской деятельностью, в т.ч. на консолидированной основе, надзора за деятельностью открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь»;
– обращения физического лица при его несогласии с результатами расследования несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
– проведения проверки по вопросам соблюдения законодательства о пенсионном обеспечении за работу с особыми условиями труда;
– проведения дополнительных проверок.
Важно!
Обязательно проверьте, указан ли в предписании на проведение выборочной проверки проверяемый период или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке (часть третья п. 24 Положения № 510).
Чек-лист как инструмент проверки: как правильно пользоваться
В рамках выборочных и внеплановых проверок используются, помимо иных способов, чек-листы, ознакомиться с которыми проверяемый субъект может на сайте Департамента (http://git.gov.by/ru/page/formy-kontrolnyh-spiskov-voprosov-cek-listov).
Чек-лист представляет собой список контрольных вопросов, ответы на которые показывают степень знания и соблюдения действующего законодательства о труде и об охране труда. Заполняется чек-лист обеими сторонами проверки (проверяющими и представителями проверяемого субъекта).
Контрольный список вопросов формируется контролирующим (надзорным) органом со ссылкой на структурные элементы нормативных правовых актов, в т.ч. технических актов. Формулировки таких требований исключают возможность их различного толкования и предусматривают однозначные ответы («да», «нет», «не требуется»).
Чек-листы, направляемые проверяемому субъекту для заполнения при планировании и при проведении проверок, позволяют проверяемому субъекту оценить соблюдение им требований законодательства о труде и об охране труда.
А поскольку чек-листы направляются при планировании выборочных проверок, то проверяемый субъект имеет фактическую возможность проверить себя и выяснить, соответствует ли его деятельность требованиям законодательства о труде и об охране труда. Если нет, то субъект до начала проверки имеет возможность исправить что-то в своей деятельности, устранить недостатки и наладить процессы.
Уведомление о проведении внеплановой и выборочной проверки
По закону у Департамента нет обязанности уведомлять проверяемого субъекта о проведении внеплановой проверки.
Что касается выборочной проверки, то согласно п. 22 Положения № 510 в адрес проверяемого субъекта направляется соответствующее уведомление (не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения). Уведомление направляется по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта и считается полученным им по истечении 3 дней со дня направления.
Сведения, которые должно содержать уведомление о проведении проверки, закреплены п. 23 Положения № 510.
Перенос даты проверки по инициативе проверяемого субъекта
По общему правилу проверяемый субъект обязан обеспечить возможность проведения выборочной проверки в срок, указанный в уведомлении. Однако на практике порой возникают ситуации, когда по тем или иным причинам субъект не может исполнить данную обязанность.
В такой ситуации проверяемый субъект вправе подать в Департамент заявление с указанием причин, препятствующих проведению выборочной проверки (п. 31 Положения № 510). Заявление подается не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления.
На основании такого заявления Департамент может принять решение о переносе срока проведения выборочной проверки. При этом уважительность причин и обстоятельств, препятствующих проведению проверки, оценивает проверяющий орган. О принятом решении он сообщает субъекту не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления.
Важно!
Перенос срока проверки по инициативе проверяемого субъекта может быть осуществлен только 1 раз (п. 31 Положения № 510).
Рекомендация
Полагаем, что длительная болезнь, нахождение уполномоченных должностных лиц проверяемого субъекта в учреждении здравоохранения на стационарном лечении, задержание правоохранительными органами указанных лиц проверяемого субъекта и т.п. могут быть расценены как уважительные причины, указываемые в заявлении проверяемым субъектом.
Также рекомендуем приложить к заявлению копии документов, подтверждающих причины, препятствующие проведению выборочной проверки.
Документ, выдаваемый по итогам проверки, и возражения на него
По результатам проведения внеплановой или выборочной проверки в течение 5 рабочих дней структурное подразделение Департамента составляет акт (справку) проверки, который в течение 2 рабочих дней вручается проверяемому субъекту.
Если у проверяемого субъекта имеются возражения по акту (справке), то он или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде данные возражения в проверяющий орган.
Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим, и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись (п. 71 Положения № 510).
Структурным подразделением Департамента на основании акта, составленного по результатам проведения проверки, выносится решение и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, выявленных при проверке.
Субъектам хозяйствования предоставлено право на обжалование требования (предписания) (части первая и вторая п. 78, часть первая п. 79 Положения № 510). Для обжалования проверяемый субъект для начала должен обратиться в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены (в течение 30 календарных дней со дня его вынесения). Обжалование решения по жалобе осуществляется через суд в порядке и сроки, установленные законодательством.
Ответственность
Непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, наказывается вынесением предупреждения или штрафом в размере до 20 базовых величин (ст. 23.16 КоАП).
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение требования (предписания), а также непредоставление ответа об исполнении (неисполнении) требования (предписания) влекут в отношении уполномоченного должностного лица проверяемого субъекта административную ответственность, предусмотренную ст. 23.1 КоАП.
Ольга Сбитнева, юрист
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
149
-
146
-
125
-
124
-
118
-
117