Процедура закупки из одного источника: что поясняет постановление № 30
Главное в статье:
Из статьи вы узнаете, какими способами надо изучать конъюнктуру рынка и какие дополнительные сведения указать в справке о проведении закупки из одного источника.
Ввиду изменения и совершенствования законодательства о государственных закупках с 1 июля 2019 г. Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь издало ряд постановлений в пояснение к новой редакции Закона о госзакупках, вступающих в силу с 1 июля 2019 г. Среди них было, в частности, постановление № 30.
Процедура закупки из одного источника – вид процедуры государственной закупки, представляющий собой способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственной закупки, при которой заказчик предлагает заключить договор только одному потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) (часть первая п. 1 ст. 49 новой редакции Закона о госзакупках).
Заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника в случаях, установленных приложением к новой редакции Закона о госзакупках (таких случаев 61, а в приложении к действующей редакции Закона о госзакупках – 48).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 17.07.2018 № 136-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – новая редакция Закона о госзакупках).
Документ:
постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (далее – постановление № 30).
Как проводится изучение конъюнктуры рынка
В процессе проведения процедуры закупки из одного источника изучение конъюнктуры рынка товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки, должно производиться заказчиком (организатором) следующими способами (подп. 1.1 п. 1 постановления № 30):
– посредством направления запросов о предоставлении сведений не менее чем 5 (при их наличии) потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), информация о которых имеется в открытом доступе в Интернете. В случае приобретения товаров обязательным является направление таких запросов в адрес производителей;
– посредством направления запросов о представлении сведений участникам открытого или закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений в случае признания такой процедуры несостоявшейся и проведения процедуры закупки из одного источника;
– посредством изучения информации о ценах на товары (работы, услуги), содержащейся в прейскурантах действующих цен (тарифов) на товары (работы, услуги), прайс-листах, а также информации, размещенной потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) на сайтах в Интернете.
В связи с этим несколько беспокоит практика работы некоторых частных компаний, преимущественно унитарных предприятий, без создания собственных сайтов или хотя бы платформ в Интернете, что значительно затрудняет их поиск, а также исполнение вышеупомянутой нормы постановления № 30. Несмотря на то что подобные компании сложно назвать надежными бизнес-партнерами, в процедуре государственной закупки из одного источника их привлечение к участию не может быть полностью исключено. Кроме того, в редких случаях продукция этих компаний (например, мебельная продукция, спортивный инвентарь и т.д.) может оказаться соответствующей требованиям закупки и наиболее приемлемой в соотношении «цена – качество».
Документ:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 778).
Справочно:
перечень вооружения, военной техники, государственные закупки которых осуществляются с применением процедуры закупки из одного источника, утвержден постановлением № 778 (32 позиции).
Рекомендация
В локальных нормативных правовых актах предприятий, занимающихся подобного рода закупками, следует прописать подробности проведения процедуры, которые либо исключили бы привлечение поставщиков, не имеющих подробного описания своего предложения в Интернете или надлежаще оформленных и представленных комиссии документов, либо прописать процедуру отбора поставщиков, недавно появившихся на рынке либо не обладающих официальными сайтами.
Как направлять запросы и ответы на запросы
Направлять запросы и ответы на запросы заказчики (организаторы) и потенциальные поставщики (подрядчики, исполнители) могут посредством почтовой или факсимильной связи, электронной почты, доставки курьером, а также в иной форме, позволяющей обеспечить хранение документов и (или) сведений (подп. 1.3 п. 1 постановления № 30). Какой может быть эта иная форма – вопрос неоднозначный. Полагаем, что речь идет о доставке документов, например, непосредственно работниками заказчика (организатора) в качестве курьеров в 2–3 экземплярах с целью получения штампа предприятия и отметки о получении документа соответствующим работником с учинением соответствующей надписи, проставлением даты получения, подписи, расшифровки подписи и его должности.
Какие сведения необходимо указать в справке о проведении закупки из одного источника
Справка составляется и утверждается заказчиком (организатором) не позднее 5 рабочих дней со дня заключения договора и должна содержать (часть вторая п. 3 ст. 49 новой редакции Закона о госзакупках):
– наименование вида процедуры государственной закупки и основание для его выбора;
– наименование предмета государственной закупки, его объем (количество);
– наименование и код предмета государственной закупки в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Классификатор продукции по видам экономической деятельности»;
– информацию о заказчике (организаторе);
– сведения о результатах изучения конъюнктуры рынка;
– информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор;
– иную информацию, установленную уполномоченным государственным органом по государственным закупкам.
Постановлением № 30 установлена информация, которая должна быть указана в справке помимо вышеуказанных сведений, а именно:
– сведения о соответствии поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым заключен договор государственной закупки, требованиям к участникам, установленным заказчиком согласно п. 2 ст. 16 новой редакции Закона о госзакупках;
– указание источника финансирования государственной закупки;
– ориентировочная стоимость предмета государственной закупки.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках (работ, услуг)» (далее – действующая редакция Закона о госзакупках).
Обратите внимание!
Примерная форма справки о проведении процедуры закупки из одного источника утверждена постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29.12.2018 № 93 (приложение 14).
Никита Криштапович, ведущий юрисконсульт
открытого акционерного общества «Завод средств комплексной
автоматизации», магистр юридических наук
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
156
-
149
-
131
-
129
-
125
-
120