Пришел товар ненадлежащего качества: принимать или не принимать?
Заключая договор поставки и согласовывая партию товара, покупатель всегда рассчитывает, что поставленный товар будет соответствовать критериям качества, определенным в договоре поставки и технических нормативных правовых актах. Однако на практике нередко встречаются случаи поставки товара ненадлежащего качества. При этом покупатель не всегда хочет или может отказаться от некачественного товара. В этом случае представителю покупателя необходимо предельно ответственно соблюсти процедуру проверки товара по качеству и уделить особое внимание оформлению необходимых документов для того, чтобы защитить свои права и избежать необоснованных издержек и убытков. Эту процедуру мы и рассмотрим в статье.
Покупатель должен провести проверку качества товара непосредственно в момент его приемки в соответствии с Положением № 1290.
Документ:
Положение о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290 (далее – Положение № 1290).
1. Выявлены отклонения в качестве товара
Если в ходе приемки товара по качеству покупателем были выявлены отклонения от качества, дальнейшая его приемка останавливается и осуществляется с участием представителя продавца. Для его вызова покупателю необходимо в течение 24 ч (а в отношении скоропортящегося товара – безотлагательно) с момента обнаружения недостатков направить продавцу уведомление по телеграфной, телетайпной, факсимильной либо иному средству срочной связи.
Обратите внимание! В случае невыполнения указанного условия поставщик вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя о замене товара, не соответствующего условиям договора о качестве, если докажет, что невыполнение этого условия покупателем повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для поставщика несоразмерные расходы по сравнению с теми, которые он понес бы при своевременном извещении о нарушении условий договора.
Рекомендация
Форма уведомления поставщика о выявленных недостатках товара не установлена. Рекомендуем в уведомлении указывать следующую информацию:
– реквизиты договора поставки и товаросопроводительных документов;
– адрес и время совместной приемки товара по качеству представителями покупателя и поставщика;
– подробную информацию о выявленных в ходе приемки недостатках товара.
В зависимости от территориального расположения поставщик в свою очередь на вызов покупателя может реагировать следующим образом:
1) находящийся в том же населенном пункте поставщик обязан явиться не позднее следующего дня (если товар скоропортящийся – в течение 4 ч (абзац первый п. 8 Положения № 1290)) после получения уведомления о вызове (если в нем не указан иной срок явки);
2) находящийся в другом населенном пункте поставщик обязан не позднее следующего дня после получения вызова покупателя сообщить ему по срочной связи, будет ли направлен представитель для участия в проверке качества товара, а затем явиться в срок не позднее 3 дней после получения уведомления о вызове (не считая времени на проезд) (абзацы второй и третий п. 8 Положения № 1290).
Таким образом, поставщик вправе отказаться от участия в совместной с покупателем приемке товара по качеству. Причем в случае неявки поставщика покупатель не имеет оснований проводить приемку самостоятельно.
Если в установленные сроки представитель продавца не явится (либо уведомит о своем отказе от участия в приемке), покупатель обязан вызвать представителя третьих лиц из:
– торгово-промышленной палаты;
– республиканского органа государственного управления и иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, если продавец и покупатель подчинены (входят в состав) одному республиканскому органу государственного управления и иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь;
– органа по сертификации продукции, испытательного центра или лаборатории, аккредитованных Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь в области, соответствующей для проверки качества (испытаний) принимаемых товаров.
Важно!
Положением № 1290 не допускается приемка товара по качеству покупателем самостоятельно, поэтому он обязан обеспечить присутствие представителя продавца или третьих лиц, иначе не сможет доказать несоответствие товара по качеству.
Пример 1
В соответствии с договором поставки ОАО «А» отгрузило унитарному предприятию «Б» товар. В ходе приемки товара по качеству кладовщик УП «Б» обнаружил дефекты упаковки товара, о чем составил соответствующий акт. Далее УП «Б» была направлена претензия к ОАО «А» с требованием уменьшить стоимость некачественного товара, которая осталась без ответа. Впоследствии УП «Б» обратилось в экономический суд Гомельской области.
При изложенных обстоятельствах суд не усмотрел вины продавца в передаче покупателю некачественного товара, так как покупатель не доказал, что недостатки товара возникли до его передачи продавцом (поставщик не был уведомлен о выявлении каких-либо недостатков поставленного товара и на приемку товара по качеству покупателем приглашен не был) или по причинам, возникшим до этого момента. Таким образом, в удовлетворении исковых требований УП «Б» отказано.
2. Составление акта несоответствия качества товара
По результатам проверки факта поставки товара ненадлежащего качества составляется акт. Перечень сведений, которые обязательно должны быть указаны в акте (в т.ч. необходимо подробно описать дефекты, выявленные при приемке товара, например, нарушение целостности упаковки, тары и т.д.), закреплен в п. 40 Положения № 1290.
Акт должны подписать все уполномоченные в установленном порядке лица (в соответствии с доверенностью, должностной инструкцией и т.д.), участвующие в приемке товаров.
Лицо, выразившее несогласие с содержанием акта, обязано изложить в письменном виде свое мнение (прилагается к акту), о чем в акте делается соответствующая отметка.
При отказе лица, принимавшего участие в приемке товаров по качеству, от подписания акта в нем делается об этом запись.
В акте перед подписью лиц, участвующих в приемке, указывается о предупреждении этих лиц об ответственности за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности.
Если между продавцом (его представителем) и покупателем возникают разногласия о характере выявленных дефектов по качеству и причинах их возникновения, то для их определения покупатель обязан пригласить эксперта либо иного представителя третьих лиц (представителя торгово-промышленной палаты и т.д.).
Акт утверждается руководителем юридического лица, осуществлявшего приемку товаров, или индивидуальным предпринимателем не позднее следующего дня после составления акта.
Обратите внимание! Покупателю необходимо ответственно отнестись к проверке качества товара и уделить особое внимание оформлению результатов, так как в противном случае могут возникнуть проблемы, связанные с доказыванием того, что товар был некачественный.
Пример 2
Экономическим судом Брестской области было рассмотрено дело по иску ОДО «В» к ООО «Д» о взыскании основной задолженности за поставленный товар, пени и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Ответчик исковые требования в отзыве на иск и в судебном заседании не признал, при этом он указал на наличие недостатков у поставленного товара.
Экономический суд не принял во внимание доводы ответчика в связи с отсутствием надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих поставку некачественного товара. Ответчик не представил доказательств фиксации недостатков качества товара, полученного им от истца. Накладные, содержащиеся в материалах дела, также не содержали каких-либо отметок о ненадлежащем качестве товара, поставленного истцом.
Таким образом, экономический суд удовлетворил требования истца в полном объеме.
Таким образом, товар ненадлежащего качества не должен приниматься покупателем, а должен быть взят им на хранение на период урегулирования разногласий с поставщиком. Поставщик в свою очередь имеет право получить назад некачественный товар, заменив его качественным.
Неисполнение данной обязанности покупателем, а также уничтожение некачественного товара без согласия поставщика порождают обязанность оплаты такого товара впоследствии.
3. Покупатель выдвигает требования
После документальной фиксации факта поставки товара ненадлежащего качества покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца (поставщика) (ст. 445 ГК):
– соразмерного уменьшения покупной цены;
– безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
– возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
1) отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
2) потребовать замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору.
Вместе с тем, когда покупатель (получатель) в соответствии с законодательством или договором поставки отказывается от переданного поставщиком товара, он обязан обеспечить сохранность этого товара (ответственное хранение) и незамедлительно уведомить поставщика (ст. 484 ГК). Поставщик в свою очередь обязан вывезти товар, принятый покупателем (получателем) на ответственное хранение, или распорядиться им в разумный срок.
Если поставщик в этот срок не распорядится товаром, покупатель вправе реализовать его или возвратить его поставщику. Следует отметить, что накладные расходы, понесенные покупателем в связи с принятием товара на ответственное хранение, реализацией товара или его возвратом поставщику, подлежат возмещению поставщиком. При этом вырученное от реализации товара передается поставщику за вычетом причитающегося покупателю.
4. Действия покупателя, если недостатки качества обнаружены после приемки товара
Нарушение установленных Положением № 1290 сроков приемки товара по качеству покупателем не исключает возможность проведения приемки товаров после фактического обнаружения дефектов. Однако пропуск установленных сроков может значительно затруднить процедуру доказывания факта поставки товаров, имевших недостатки до их передачи поставщиком покупателю.
В рассматриваемой ситуации покупателю необходимо:
– после обнаружения дефектов незамедлительно направить продавцу уведомление (по телеграфной, телетайпной, факсимильной либо иному средству срочной связи) (п. 7 Положения № 1290) о вызове представителя для участия в приемке;
– в уведомлении о вызове продавца и в акте о приемке товара по количеству и качеству помимо установленных сведений указать причины пропуска определенного срока;
– при возникновении судебного разбирательства в рамках искового производства доказать уважительность причин пропуска установленного срока приемки товара по качеству.
5. Действия продавца при необоснованном уклонении покупателем от приемки товара
В случаях, когда покупатель без установленных законодательством или договором поставки оснований не принимает товар от поставщика или отказывается от его принятия, поставщик вправе потребовать от покупателя оплаты товара.
На практике нередко возникают случаи необоснованных отказов покупателя принимать товар по причине наличия вопросов к качеству. В связи с этим поставщику целесообразно все замечания по процессу приемки товара по качеству, в т.ч. о ненадлежащих ее условиях (например, отсутствии необходимых поверенных аккредитованной лабораторией средств измерений), отразить в приложении к акту приемки товара по качеству, а также указать на необоснованное увеличение затрат продавца в связи с направлением представителя в названное покупателем место приемки.
Следует помнить, что если между продавцом (поставщиком) и покупателем возникают разногласия о характере выявленных дефектов по качеству и причинах их возникновения, то для их определения покупатель обязан пригласить эксперта либо иного представителя (торгово-промышленной палаты и т.д.).
Таким образом, при установлении впоследствии факта того, что товар был поставлен надлежащего качества, продавец (поставщик) имеет право подать в экономический суд исковое заявление о взыскании с покупателя всех накладных расходов (затраты на командировку представителя к месту приемки товара по качеству и т.д.) в качестве убытков.
Александр Пуп, магистр юридических наук,
юрист-лицензиат