Правомерны ли действия таможенного органа: разбираем ситуацию
Ситуация
Перевозчик осуществлял транспортировку товаров на грузовом транспортном средстве из ЕС в Республику Беларусь. По прибытии на территорию Республики Беларусь в пункте таможенного оформления таможенный орган выявил факт повреждения таможенных пломб. В результате транспортное средство с грузом было задержано для проведения таможенного контроля. Товар был выпущен спустя 6 рабочих дней после подачи таможенной декларации.
Правомерны ли действия таможенного органа и есть ли у перевозчика основания обжаловать его действия?
Ввезенные на территорию Республики Беларусь товары после пересечения таможенной границы должны быть доставлены перевозчиком в места прибытия и предъявлены таможенному органу (п. 2 ст. 156 ТмК ТС). При этом не допускаются:
– изменение состояния товаров или нарушение их упаковки;
– изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.
Документ:
Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТмК ТС).
Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами (ст. 109 ТмК ТС). При этом средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров.
Документ:
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Справочно:
за изменение, удаление, уничтожение, повреждение или утрату примененных либо признанных таможенным органом Республики Беларусь средств идентификации предусмотрена административная ответственность физических лиц (ст. 14.13 КоАП).
Исходя из содержания ст. 115 ТмК ТС состояние таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации проверяет таможенный орган в процессе таможенного осмотра. В свою очередь, таможенный осмотр является одной из форм таможенного контроля, который должен пройти товар для его выпуска (ст. 110 ТмК ТС).
По общему правилу выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (п. 1 ст. 196 ТмК ТС). Указанный срок включает время проведения таможенного контроля. Соответственно срок на проверку состояния таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации не должен превышать 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации. В случае выявления нарушений в процессе проведения таможенного контроля таможенный орган должен принять решение об отказе в выпуске товаров (п. 2 ст. 201 ТмК ТС).
Вместе с тем из общего правила есть исключение, позволяющее таможенному органу продлить срок выпуска товаров.
Так, согласно п. 4 ст. 196 ТмК ТС срок выпуска товаров может быть продлен на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих.
При этом предельный срок, на который таможенный орган может продлить срок выпуска товаров, составляет 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
Поэтому если в данном случае было письменное разрешение уполномоченного должностного лица таможенного органа на продление сроков ввиду необходимости проведения таможенного контроля, то удержание таможенным органом транспортного средства с грузом более 1 рабочего дня было правомерным и оснований обжаловать его действия у перевозчика нет.
Ольга Евменчикова, юрист
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
155
-
148
-
130
-
129
-
125
-
120