Правильно оформляем передачу имущества учредителем (участником) созданной им организации
Ситуация
У недавно созданной организации нет компьютера, поэтому директор (он же соучредитель) предоставил свой личный компьютер в безвозмездное пользование вместе с принтером и мышкой.
Как правильно оформить такую передачу?
Вариант 1. Договор безвозмездного пользования (ссуды)
Такой вариант подходит, если учредитель передает имущество в пользование организации безвозмездно, без желания получить компенсацию.
Следует составить договор безвозмездного пользования (ссуды) (ст. 643 ГК) и акт приема-передачи имущества.
Документ:
Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).
В договоре рекомендуем указать следующее:
• имущество является бывшим в употреблении, поэтому ссудодатель (учредитель) не отвечает за недостатки вещи (п. 3 ст. 647 ГК);
• все расходы по содержанию и ремонту переданного имущества несет ссудополучатель (организация) (ст. 649 ГК);
• срок договора. Договор ссуды является срочным, это вытекает из его определения (ст. 643 ГК). Можно указать длительный срок, например 5 лет. Если ссудополучатель продолжит пользоваться имуществом после истечения срока договора, то при отсутствии возражений со стороны ссудодателя договор ссуды будет считаться возобновленным на тех же условиях.
Рекомендуем также сделать оценку имущества. Поскольку имущество новое и его стоимость никакими документами не подтверждается, то оценка осуществляется по соглашению сторон (фактически по той стоимости, которую определит ссудодатель (учредитель)). Отразите ее результаты в акте приема-передачи имущества.
Выплата вознаграждения ссудодателю (учредителю) не производится, поэтому возмещение затрат собственнику отсутствует.
Справочно:
коммерческая организация не вправе передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся собственником имущества этой организации, ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля (п. 2 ст. 644 ГК). Однако эта норма не запрещает лицу, являющемуся учредителем, участником, руководителем, членом органов управления или контроля коммерческой организации, передавать имущество в безвозмездное пользование данной организации.
Поскольку договор безвозмездного пользования (ссуды) не предполагает ни перехода права собственности на имущество от ссудодателя к ссудополучателю, ни уплаты вознаграждения, то такое имущество считается неиспользуемым в предпринимательской деятельности. Ссудополучатель учитывает переданное в безвозмездное пользование имущество в составе внеоборотных активов.
Что касается оформления договора, то, поскольку здесь учредитель фигурирует еще и как директор организации, указываем на необходимость учета ограничений по совершению сделок с «самим собой», о которых подробно будет сказано ниже, а также сделок с заинтересованностью.
Вариант 2. Соглашение о выплате компенсации за использование личного имущества для нужд нанимателя
Этот вариант подходит для случаев, когда имуществом директор при выполнении своих функций будет пользоваться сам. Тогда организация (наниматель) обязана платить ему компенсацию на основании ст. 106 ТК.
Обратите внимание! На данную компенсацию может претендовать только учредитель, состоящий со своей организацией в трудовых отношениях. Учредители, не являющиеся одновременно работниками организации, не имеют права на данную компенсацию.
Оформляются эти отношения не гражданско-правовым договором, а способами, предусмотренными трудовым законодательством:
• соглашением об использовании личного имущества в интересах организации-нанимателя;
• включением соответствующего условия в трудовой контракт (либо составлением дополнительного соглашения к трудовому контракту).
В таком соглашении (условии трудового договора) обязательно укажите размер компенсации.
Обратите внимание! Получение такой компенсации – право работника, поэтому он может отказаться от получения компенсации. Если работник будет пользоваться имуществом без получения компенсации, соглашение (условие трудового договора) все равно нужно составлять: в нем следует указать на отсутствие компенсационных выплат.
При таком варианте использования имущества все расходы по его содержанию и ремонту несет собственник имущества (в нашем случае – учредитель). В случае выплаты компенсации работник обязан исчислять и уплачивать подоходный налог (подп. 1.3 п. 1 ст. 163 НК).
Для организации этот вариант использования имущества не повлечет дополнительных расходов, так как обязательные страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах не начисляются (п. 3 Перечня).
Документ:
Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее – НК).
Документ:
Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень).
Вариант 3. Договор аренды
Этот вариант применяется, когда учредитель передает имущество в пользование организации за определенную сумму, выплачиваемую регулярно.
Необходимо составить договор аренды и акт приема-передачи имущества.
В договоре укажите:
• полный перечень и характеристику объектов, передаваемых в аренду (не компьютер, а системный блок, клавиатура, монитор и т.д.), иначе возникает риск признания договора незаключенным (ст. 578 ГК);
• тот факт, что арендодатель (учредитель) не отвечает за недостатки вещи (п. 2 ст. 583 ГК), поскольку имущество является бывшим в употреблении;
• кто несет расходы по содержанию и ремонту переданного в аренду имущества. По общему правилу их несет арендатор (организация) (ст. 649 ГК);
• стоимость имущества (она нужна для бухгалтерского учета);
• срок аренды (ст. 581 ГК).
Арендная плата, выплачиваемая арендодателю (учредителю), подлежит обложению подоходным налогом (подп. 1.4 п. 1 ст. 154 НК), но не облагается взносами в ФСЗН и в Белгосстрах, так как договор аренды – это не договор на выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности.
Вариант 4. Договор купли-продажи
Такой вариант подходит для случаев, когда учредитель желает окончательно передать имущество организации, а организация имеет денежные средства.
Достаточно оформить договор купли-продажи между физическим лицом и организацией и составить акта приемки-передачи имущества.
Вариант 5. Пользование имуществом без надлежащего оформления
Это самый распространенный способ пользования имуществом учредителя на практике. Если дело не касается передачи «серьезного» имущества типа транспортного средства, то обычно происходит так: кто-то из дома приносит ненужную технику (мебель, оборудование), которым работники организации пользуются, пока это имущество не придет в полную негодность. В таком случае переданное работником организации имущество вообще никак не оформляется и не учитывается.
Данный вариант пользования имуществом может создать для организации риски:
– имущество официально нельзя ремонтировать или обслуживать (например, оплачивать через счет организации замену картриджа);
– при проведении инвентаризации по требованию налогового органа (п. 1.10 ст. 81 НК) неучтенное имущество может быть выявлено, и организации придется отражать его как доход (в размере рыночной стоимости либо самого имущества, либо его аренды).
Особенности заключения договора между учредителем и его организацией
В рассматриваемой ситуации речь идет о хозяйственном обществе с количеством учредителей больше одного. В связи с этим следует обратить внимание на то:
• какие лица будут подписывать любой из указанных выше договоров;
• кто должен одобрить совершение таких сделок.
Договор не может быть подписан одним и тем же лицом от имени обеих сторон
При оформлении договорных отношений сторонами будут выступать учредитель (как физическое лицо) и организация, директором которой является этот же учредитель. Таким образом, договор от имени обеих сторон будет подписывать одно и то же лицо. Это невозможно в силу п. 3 ст. 183 ГК, поскольку представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. Он не может также совершать сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства.
Возможный выход из создавшейся ситуации: делегировать полномочия на заключение и подписание такого договора иному лицу.
Этот же вариант может быть использован при составлении соглашения об использовании личного имущества работника в интересах нанимателя.
Сделка должна быть одобрена общим собранием участников
Сделка между хозяйственным обществом и учредителем, являющимся еще и директором этого же общества, относится к сделкам, в которых имеется заинтересованность аффилированных лиц (ст. 57 Закона).
Документ:
Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее – Закон).
Если оставшийся учредитель (учредители) не владеют (в отдельности или в совокупности) 20 % и более долей в уставном фонде (акций) данного хозяйственного общества, то рассматриваемая сделка должна быть вынесена на рассмотрение общего собрания участников (ст. 57 Закона) и должна быть заключена только после одобрения со стороны собрания.
В протоколе общего собрания можно указать и лицо, которое от имени общества будет уполномочено заключить (подписать) такую сделку.
Без соблюдения указанной процедуры сделка может быть признана судом недействительной по иску участников хозяйственного общества, самого хозяйственного общества, а также членов совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа (ст. 57¹ Закона).
Но в некоторых случаях соблюдение указанной процедуры не понадобится:
– во-первых, если оставшийся учредитель (учредители) владеют (в отдельности или в совокупности) 20 % и более долей в уставном фонде (акций) данного хозяйственного общества;
– во-вторых, если сделка совершается в процессе осуществления обществом обычной хозяйственной деятельности и существенно не отличается от аналогичных сделок, совершаемых хозяйственным обществом в процессе осуществления им обычной хозяйственной деятельности (часть пятая ст. 57 Закона).
Второе условие вряд ли применимо к рассматриваемой нами ситуации, так как организация была создана недавно.
Справочно:
сделками, совершаемыми хозяйственным обществом в процессе осуществления им обычной хозяйственной деятельности, признаются сделки, совершаемые хозяйственным обществом 3 и более раза в течение последних 12 месяцев, в частности сделки по приобретению обществом сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности, реализации готовой продукции, выполнению работ (оказанию услуг) (часть шестая ст. 57 Закона).
Маргарита Полевая, юрист
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
158
-
150
-
131
-
130
-
125
-
121