7 июль 2017
Статья 8 из 27 ( Материал id: 953 Журнал id: 111666 )
Страница № 24

Порядок прохождения административных процедур: что нового с 15 июля

9 января 2017 г. приняты изменения в Закон об административных процедурах, которые вступили в силу 15 июля 2017 г. Изменения и дополнения носят комплексный характер и затрагивают такие важные вопросы, как, например, исчисление сроков или обеспечение прав граждан, нуждающихся в совершении административных процедур.

В статье мы освещаем наиболее важные новшества в процессе осуществления административных процедур.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее – Закон об административных процедурах).

Сложная административная процедура

Сама по себе административная процедура представляет собой разные действия: согласование, регистрацию, лицензирование, выдачу решения или другого документа и т.д. Однако смысл всех действий в рамках любой административной процедуры сводится к тому, что лицу:

– либо предоставляют какое-либо право;

– либо фиксируют возникновение этого права;

– либо дают разрешение (согласование), позволяющее заниматься каким-либо видом деятельности, и т.д.

Общее определение административной процедуры не изменилось, но введено новое понятие сложной и многоступенчатой административной процедуры (п. 8 ст. 1 Закона об административных процедурах). Под ней понимается административная процедура, сочетающая в себе элементы нескольких административных процедур, например проведение земляных работ при водоснабжении, газификации, энергоснабжении и др.

Введение данного термина было продиктовано практической необходимостью. Так, выдача утвержденного местным исполнительным и распорядительным органом акта приемки в эксплуатацию законченных возведением одноквартирных, блокированных жилых домов и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории, реконструированных жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных, блокированных жилых домах, одноквартирных жилых домов, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории невозможна без выдачи разрешительной документации на возведение одноквартирного, блокированного жилого дома и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории на предоставленном земельном участке. В связи с этим необходима разработка и принятие перечня сложных и многоступенчатых административных процедур, а также инструкций по их исполнению.

Важность регламентации таких процедур подчеркивается также в Указе № 566.

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 04.12.2014 № 566 «О вопросах осуществления административных процедур» (далее – Указ № 566).

Сроки административных процедур

Сроки при осуществлении административных процедур определяются календарной датой, истечением периода времени, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, а также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Добавлен срок, исчисляемый годами, что позволяет правильно определять продолжительные сроки без обращения к гражданскому либо иному законодательству, в котором закрепляются основополагающие положения об исчислении сроков. Годами могут исчисляться как разрешительная документация, выдаваемая уполномоченными органами, так и документы, которые служат основанием для подачи заявления об осуществлении административной процедуры.

 

Обратите внимание! Сроки осуществления административных процедур уполномоченными органами увеличены на один день. Теперь первым днем рассмотрения заявления является не день его подачи, а день, следующий после дня подачи соответствующего заявления. Исключение – заявления, которые необходимо рассмотреть в день их подачи.

 

Днем окончания административной процедуры считается день принятия административного решения (ранее – день исполнения административного решения) (п. 3 ст. 12 Закона об административных процедурах). Данное изменение обусловлено необходимостью оптимизации времени и наиболее оперативной реализации прав заинтересованных лиц.

Основания приостановления срока рассмотрения

В случае направления уполномоченным органом запроса в компетентный орган иностранного государства о представлении документов и (или) сведений, которые необходимы для осуществления административной процедуры и не могут быть получены иным путем, срок осуществления административной процедуры приостанавливается со дня направления запроса до дня получения запрашиваемых документов и (или) сведений, а в случае, предусмотренном частью четвертой п. 6 ст. 15 Закона об административных процедурах, – до дня представления соответствующих документов и (или) сведений заинтересованным лицом.

Третьи лица

В кругу субъектов теперь четко определены статус и права так называемых третьих лиц (п. 31 ст. 1 Закона об административных процедурах).

Третье лицо – гражданин или юридическое лицо, кроме заинтересованного лица, участие которых в осуществлении административной процедуры предусмотрено актами законодательства и чьи права и (или) обязанности затрагиваются административным решением. Дело в том, что такие лица, хоть и не имеют заинтересованности в решении, тем не менее могут значительно повлиять на решение органа, осуществляющего административную процедуру (например, путем представления определенных устных сведений, документов либо высказывания возражений против данной административной процедуры). Такими лицами могут быть, в частности, организации, обладающие вещными правами на имущество, по поводу которого другой организации выдается документ.

Справочно:

действие Закона об административных процедурах не распространяется на отношения, регулируемые законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об исполнительном производстве, об оперативно-розыскной деятельности (п. 1 ст. 2 Закона об административных процедурах).

Заявление в электронной форме

Заявление лица, заинтересованного в административном решении, может быть подано в уполномоченный орган в письменной, устной, а теперь еще и в электронной форме (п. 4 ст. 1 Закона об административных процедурах).

На основании норм постановления № 138 в Республике Беларусь функционирует Единый портал электронных услуг, через который могут подаваться заявления в электронном виде, в т.ч. и с целью осуществления административных процедур (п. 7 ст. 1 Закона об административных процедурах). Портал – удобное средство для осуществления административных процедур и значительно экономит время как заинтересованных лиц и третьих лиц, так и уполномоченных органов.

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2012 № 138 «О базовых электронных услугах» (далее – постановление № 138).

Справочно:

Единый портал электронных услуг размещен по электронному адресу portal.gov.by.

 

Обратите внимание! Заявление должно содержать сведения о внесении платы, взимаемой при осуществлении административных процедур посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (автоматизированной информационной системы «Расчет») (абзац девятый части первой п. 5 ст. 14 Закона об административных процедурах).

 

Данное изменение необходимо для конкретизации реквизитов, которые указывает заинтересованное лицо при подаче заявления для осуществления административной процедуры во избежание путаницы.

Доступность информации

В уполномоченном органе в доступном для обозрения месте (на информационных стендах, табло и (или) иным способом), а также на официальных сайтах уполномоченных органов либо на соответствующих страницах официальных сайтов вышестоящих государственных органов (вышестоящих организаций) в Интернете размещается информация, за исключением информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено в соответствии с законодательными актами (абзац первый п. 1 ст. 7 Закона об административных процедурах).

Данное новшество способствует прозрачности информации и расширению спектра информационных ресурсов, на которых субъекты хозяйствования и граждане могут получить информацию о порядке осуществления административных процедур. До этих изменений ими являлись лишь информационные табло уполномоченных органов, а также их официальные сайты. С момента вступления изменений в силу к ним добавились официальные сайты вышестоящих по отношению к ответственному органу структуры, что позволит заинтересованным лицам ознакомиться с интересующей их информацией из множества источников.

Увеличился перечень защищаемых сведений, которые не могут быть распространены для целей осуществления административных процедур. Ранее к такой информации относились государственные секреты, коммерческая или иная охраняемая законом тайна. Теперь защищаемая информация должна в точности соответствовать части первой ст. 17 Закона информации. В частности, нельзя размещать в свободном доступе информацию, относящуюся к информации о частной жизни физического лица и персональным данным.

Таким образом, данное изменение связано с ранее упоминаемой возможностью подачи заявления в электронной форме через Единый портал электронных услуг. Приведение этой информации на официальных сайтах соответствующих организаций и на информационном табло является необходимым, ибо процедура новая и неизвестная для большинства лиц.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее – Закон об информации).

Право на ознакомление с материалами

Уполномоченные органы при осуществлении административных процедур должны:

– обеспечивать доброжелательное, вежливое и внимательное отношение работников к заинтересованным и третьим лицам;

– предоставлять возможность заинтересованным лицам знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением их заявлений, а третьим лицам – возможность знакомиться с материалами, связанными с административными процедурами, в осуществлении которых они участвуют (участвовали), делать из них выписки (абзацы второй и седьмой ст. 9 Закона об административных процедурах).

Вышеназванные изменения продиктованы введением нового субъекта, участвующего в осуществлении административных процедур, – третьего лица. Необходимость корректировки нормы вызвана тем, что в вышеуказанных материалах могут содержаться сведения, тем или иным образом затрагивающие законные интересы третьих лиц.

При несогласии с административным решением как заинтересованное лицо, так и третье лицо вправе обжаловать административное решение в вышестоящий орган (п. 1 ст. 30 Закона об административных процедурах).

 

Обратите внимание! Введена новая возможность для заинтересованных и третьих лиц: отозвать свою жалобу на действия органа, осуществляющего административную процедуру, в любое время до окончания ее рассмотрения (ст. 341 Закона об административных процедурах). В случае отзыва прекращается рассмотрение жалобы по существу и заявителю возвращаются все документы и (или) сведения, представленные вместе с административной жалобой, за исключением случаев подачи административной жалобы в электронной форме (п. 2 ст. 341 Закона об административных процедурах).

 

Следовательно, отзыв жалобы, как и ее подача, возможны в письменной и в электронной форме.

Справочно:

решение по административной жалобе подлежит исполнению в 5-дневный срок со дня вступления в силу, если в самом решении или законодательством об административных процедурах не предусмотрен иной срок его исполнения (п. 2 ст. 44 Закона об административных процедурах).

Форма решения

Административное решение, принятое в устной форме в ходе приема заинтересованного лица, подлежит объявлению заинтересованному лицу.

Административное решение, принятое в письменной форме (его копия, выписка из него), либо извещение о таком решении выдаются заинтересованному лицу или направляются нарочным (курьером), по почте не позднее 7 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

Административное решение, принятое в электронной форме, либо извещение о таком решении направляются заинтересованному лицу через Единый портал электронных услуг не позднее 7 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

 

Обратите внимание! В случае принятия административного решения об отказе в осуществлении административной процедуры заинтересованное лицо не уведомляется о таком административном решении.

 

Подводя итог вышесказанному, отметим, что основной массив изменений в Закон об административных процедурах касается вопросов внедрения электронного документооборота в государственных органах, изменения сроков на разных этапах осуществления административных процедур в сторону увеличения с целью обеспечения лучшего качества принятия административных решений, а также упрощения процесса их реализации.

 

Эвелина Дубовик, старший преподаватель кафедры
финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности БГУ,  управляющий партнер ООО «Юридическая компания Соломон

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Вы тут впервые? Оформляйте демо-подписку и читайте статьи без ограничений 24 часа!